Прогуливаясь по Тверской от Пушкинской площади в сторону Кремля по нечётной стороне, зайдите в первую арку и вы окажетесь в Большом Гнездниковском переулке. Перед собой вы сразу увидите массивный дом, который с первого взгляда кажется слишком большим для столь тесного переулка. Это и есть наш главный герой — доходный дом Нирнзее.
Пожалуй, Эрнст Рихард Нирнзее — это один из немногих архитекторов, о котором мы почти ничего не знаем. Известно буквально несколько фактов: был австрийцем, который переехал в Польшу со своей семьей. Но уже в конце XIX века Эрнст Нирнзее перебрался в Москву. Вместе с ним переехал старший брат Карл. Последний организовал слесарно-механическое предприятие, а Эрнст, будучи инженером-строителем по образованию, основал строительную контору.
Нирнзее начинал с того, что перестраивал усадьбы и малоэтажные здания под доходные дома. Эрнст Рихард не имел своего собственного стиля, он старался следовать архитектурной моде и требованиям того времени: поначалу тяготел к эклектике (смешению разных стилей), затем перешёл к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю.
Перестроив множество зданий, он начал проектировать доходные дома уже с нуля. Имея капитал, он купил землю в Большом Гнездниковском переулке и решил построить свой собственный доходный дом.
Несмотря на то, что Нирнзее строил и перестраивал дома во время технического прогресса (уже всех фотографировали и даже снимали видеохронику), мы с вами не имеем фотографий известного московского архитектора и ничего о нём не знаем. Была информация, что он увлекался гонками на автомобилях, и его фамилия иногда мелькала в списках участников, но вот фотографий всё равно невозможно найти.
Есть одна любопытная фотография человека в пальто на крыше нашего дома-героя в процессе строительства. Возможно ли, что это Нирнзее? Может быть, но, по описанию разных очевидцев, выглядел архитектор немного иначе.
Нирнзее писал в городскую управу, чтобы получить разрешение на строительство самого высокого здания в Москве на 1912 год:
«Прошу разрешить мне по сломке существующих строений <…> выстроить вновь каменное в девять этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью девятого этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом».
Когда здание было достроено, горожане прозвали его «тучерезом», а позже такое название трансформировалось в «небоскрёб». Но несмотря на то, что здание действительно было самым большим в городе, небоскрёбом его нельзя было назвать — Нирнзее не проектировал его, как железобетонную конструкцию. Несмотря на свою высотность в девять этажей, наш дом был кирпичным. Нирнзее достиг максимума по этажности для кирпичной постройки.
Внутри здания была устроена коридорная система в форме буквы «п». В коридоре с двух сторон размещались маленькие квартиры. Квартиры напоминали будущие конструктивистские ячейки, где в площадь 30 м² нужно было уместить все нужные человеку помещения. Жилища были крошечными, но со своими ванной и туалетом, а вот кухни были общие на этажах. Такая планировка и идея больше похожа на формат современных общежитий. Как правило, жители этого дома были холостыми, так как семейным людям в таких условиях жить было сложно.
Жильё было дешёвым, поэтому дом достаточно быстро заселился. После революции жильцов обязали освободить квартиры, и дом стал ассоциироваться исключительно с властью. В нём проживали партийные работники, поэтому чёрные машины по ночам часто останавливались во дворе, приезжая за новосёлами во время сталинских репрессий.
Дом был тесно связан с литературными персонажами, поэтому здесь часто бывали Есенин, Маяковский и Булгаков.
Маяковский в поэме «Пятый Интернационал» пишет несколько строчек о доме Нирнзее:
«Помните, дом Нирензее стоял, Над лачугами крышицу взвеивая? Так вот: Теперь Под гигантами грибочком Эта самая крыша Нирензеевская».
Примечание автора: до конца неизвестно как правильно писалась фамилия архитектора — Нирнзее или Нирензее.
«Здесь Булгаков встретил свою Маргариту» — так называется одна из глав книги об этом доме авторов Владимира Бессонова и Рашита Янгирова. Булгаков же в доме Нирнзее встретил свою третью супругу — Елену Сергеевну Шиловскую, свою будущую музу и прообраз Маргариты из всемирно известного романа.
У дома Нирнзее встречаются герои романа «Мастер и Маргарита». Помните эти строчки?
«…Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на черном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».
Дом Нирнзее всегда был тесно связан с деятелями культуры и искусства. Доходный дом — это доход не только с жильцов, которые проживают в квартирах. Постройка была продумана архитектором до мелочей, поэтому он решил, что крыша и подвал тоже будут приносить ему деньги.
В Москве до революции существовало огромное количество кинофирм и кинопавильонов, и дом Нирнзее, как арендная площадка, не стал исключением. На крыше дома в 1912 году «поселилась» крупная киноконтора известных режиссёров Венгерова и Гардина — «Венгеров, Гардин и Ко». Они снимали в доме, здесь же проявляли и монтировали, а на крыше устроили небольшой кинотеатр под открытым небом.
Позднее крышу использовали как парк для жителей вместо отсутствующего внутреннего двора. На крыше располагался детский сад и даже футбольное поле. Но в 1960-х крышу закрыли и без особого назначения попасть туда практически невозможно.
Но вы точно видели это место в кино! Помните, в фильме «Служебный роман» Людмила Прокофьевна ходит плакать на крышу из своего кабинета?
А в подвале Нирнзее спроектировал театральный зал. В 1913 году многие театральные труппы мечтали арендовать данное помещение и писали письма в управу. Получила разрешение на заселение театральная труппа Никиты Балиева «Летучая мышь». С 1915 года театр имел право пользоваться подвалом.
«Летучая мышь» — это дитя знаменитого Художественного театра. Станиславский называл себя крёстным отцом этого театра, а вот родителем был тот самый Никита Балиев. Балиев мечтал играть на сцене МХТ серьёзные роли. Но из-за своей внешности многие партии он не получал. В итоге реализовал себя, как руководитель кабаре и стал первым в дореволюционной России конферансье. Спектакли кабаре состоят из большого количества номеров. Все номера разные и все их нужно объединить какой-нибудь единой историей. Появляется конферансье, который подготавливает зрителя к следующему номеру. Этим Балиев прославился на весь мир.
После «Летучей мыши» подвал стал стартом для многих больших театров: тут начинали играть спектакли Театр сатиры, Театр «Ромэн», Театр на Малой Бронной и уже более 60-ти лет данный подвал является постоянной площадкой для Учебного театра ГИТИС.
И это только часть историй всего лишь одного дома. Дом-легенда, дом-тайна, дом-миф — это всё о нём — о доходном доме Нирнзее.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Оставьте комментарий