Новости

Театр, дворец, вдовий дом: московское наследие семьи Бахрушиных

Бахрушин Александр Алексеевич получил в наследство от своего отца Алексея Фёдоровича Бахрушина весьма крупное производство, которое было широко известно под названием «Товарищество Алексея Бахрушина и сыновей». Отец разбогател на производстве суконных и кожевенных изделий, и его предприятие было одним из самых крупных в дореволюционной России. Однако, наследство Александру Алексеевичу досталось с долгами, поэтому ему пришлось срочно ехать в Европу на изучение промышленного дела, а по возвращении вновь приводить семейный бизнес к прибыли.

Отец семейства Алексей Фёдорович основал интересную семейную традицию, по которой часть доходов уходила на благотворительность. Этому правилу позже следовали его сын, а потом и внук.

Театр Наций (Театр Корша)

Петровский переулок, 3

Александр Алексеевич купил территорию в Петровском переулке, недалеко от Петровского монастыря, и задумался, чем можно застроить участок. В это же время к нему за помощью обратился известный театральный антрепренёр Фёдор Корш, который попросил у мецената деньги в долг на строительство собственного театра. Меценат не просто дал ему большую сумму, но и подарил новое здание театра.

В семье Бахрушиных, как и многих меценатов, был свой «семейный» архитектор — Михаил Николаевич Чичагов, который построил множество зданий по заказу этой семьи. В 1887 году он создал здание частного театра Корша (ныне Театр Наций) в псевдорусском стиле. Театр похож на русский терем с большими арочными окнами, декоративными наличниками, закруглённым основанием крыши и украшениями из красного кирпича. Чичагов любил данный стиль и использовал его ещё в нескольких своих работах.

Больница Бахрушиных в Сокольниках

улица Стромынка, 7, корпус 2

Сама больница была рассчитана на 200 коек, а на её возведение и содержание Бахрушины пожертвовали огромную в то время сумму в 450 000 рублей. В больнице лечили «лиц всякого звания, преимущественно из недостаточных жителей». Пациентов больницы, лечение которых проводилось за счёт учреждения, называли «пенсионерами братьев Бахрушиных». Семья Бахрушиных полностью спонсировала проживание в больнице, лечение, оплачивала медикаменты и питание.

Владение больницы тянется вдоль Стромынки, по краям территории были специально проложены две новые улицы, получившие, как и сама больница, названия в честь создателей — Большая и Малая Бахрушинская улицы. Корпуса учреждения располагались вдоль улицы, а в глубине участка был разбит небольшой больничный сад.

Обратите внимание на главный корпус, который снова спроектирован Чичаговым в русском стиле: вход, увенчанный крыльцом с большим количеством декоративных элементов, наличники на окнах, скатная крыша — в этом здании мы видим схожие мотивы с театром Корша.

После революции больницу переименовали в честь первого лечащего врача больницы Алексея Остроумова (также он был семейным врачом семьи Бахрушиных), и только несколько лет назад ей вернули историческое название — Больница имени братьев Бахрушиных.

Позже семейный бизнес, все фабрики и здания перешли по наследству к сыну Александра Алексеевича — Алексею Александровичу. Он оставил для Москвы ещё больше наследия, которое мы можем видеть на улицах Москвы.

Вдовий дом имени Бахрушиных

Софийская набережная, 26

В одной из газет писали:

«Открытие в 1903 году на Софийской набережной Дома бесплатных квартир имени братьев А. А. и В. А. Бахрушиных стало событием в жизни города. А человеку нашего времени и вовсе трудно представить, что это огромное, на целый квартал, солидное здание с парадным подъездом и красивым куполом, смотрящее прямо на Кремль, строилось как… общежитие для бедных вдов с детьми и неимущих курсисток».

Это здание было уникальным для истории Москвы и правильное его название — «Дом бесплатных квартир имени Бахрушиных». Но это не одно здание, а целый комплекс, который объединял в себе три городских начальных училища, детские сады, столовые, внутренний храм на втором этаже, амбулатории, аптеки, лазареты. В нём имелись общие комнаты для отдыха и комнаты со швейными принадлежностями, где можно было поработать. Внутри располагался весьма большой двор с фонтанами, детской и спортивной площадками.

Известно, что во время переписи населения Москвы в 1913 году в доме проживали 631 женщина, 1378 детей и 160 курсисток. Курсистки, живя в «доме», имели возможность проходить бесплатное обучение на территории комплекса. Обучение, проживание, питание и содержание полностью оплачивали Бахрушины.

Сейчас в здании находится офис компании «Роснефть».

Дворец на Яузе

площадь Журавлёва, 1

Алексей Александрович Бахрушин долгое время был главой комитета Государственной думы по вопросам культуры. Он предложил строить в разных районах Москвы народные дома, которые бы отличались от профессиональных театров. Цель — просвещение рабочего класса. В этих домах размещались любительские театры и различные кружки для рабочего населения Москвы. Позже в СССР такие дома будем называть домами культуры.

На свои деньги Бахрушин построил первый народный дом, который сегодня мы знаем под названием «Дворец на Яузе», тогда он назывался Введенский народный дом. В 1903 году учреждение открыло свои двери, и в нём закипела творческая жизнь. На этой сцене играли Пётр Чардынин и Иван Мозжухин, которые позднее стали звёздами мирового немого кинематографа.

В советское время главный фасад здания перестроили. Появился портик и колонны, что тесно связано с победой в Великой Отечественной войне. В центре композиции — триумфальная арка, которая символизирует победу над фашистами. Помните главный фасад Большого театра? В нём угадывается та же патриотическая тема, только связана она с победой над французами в 1812 году.

Доходный дом Бахрушина и сыновей

улица Тверская, 12, корпус 1

Многое из того, что строили Бахрушины, они же и спонсировали, но были учреждения, которые всё же приносили доход. С конца XIX века семья начала заказывать разным архитекторам строительство доходных домов, множество из которых сохранилось и сегодня. Например, дом на Тверской улице.

Главный корпус жилищного комплекса построили в 1901 году по проекту известного архитектора Карла Гиппиуса. Лицевой фасад выходит на Тверскую, на первых двух этажах должны были размещаться конторы, а на трёх последующих — шикарные квартиры с видом на главную улицу города. Здание построено в стиле модерн, на фасаде мы видим много растительного декора, окна разного размера и формы, колонны с головками девушек (маскаронами), кованая ограда с морскими и цветочными элементами на балконах.

За главным корпусом располагается ещё четыре постройки, на декорирование которых решили не тратиться. Квартиры внутри малогабаритные, окна смотрят на соседние корпуса. Здесь жильё стоило намного меньше.

Музей имени Бахрушина

улица Бахрушина, 31/12, строение 1

У Алексея Александровича была страсть к коллекционированию театральных предметов. Началось это увлечение с коллекционирования программок, но потом меценат стал собирать абсолютно всё, что имело отношение к театру. В поисках экспонатов Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы, обувь, книги и многое другое.

В Москве меценат посещал Сухаревский рынок, где у книжных антикваров покупал любую литературу, рисунки или открытки, которые имели отношение к театру. Одним из основных источников пополнения коллекции музея были дары. «Лицедействующей братии», по словам антиквара Савостина, так пришлась по душе идея Бахрушина о создании театрального музея, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, свои собственные вещи.

«Вскоре театральное собирательство, — вспоминал сын Бухрушина, — превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина».

В 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса построили новый семейный особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина, а на втором проживала семья мецената.

Дом был выдержан в стиле английской готики, этот же стиль присутствует и в интерьерах. Фасад декорирован в красно-белых тонах, мы видим стрельчатые окна и декоративные зубчатые башенки по всему фасаду здания, «теремковую» крышу над входным крыльцом — всё это делает особняк необычайно привлекательным. После этого проекта Карл Гиппиус стал «новым семейным архитектором» Бахрушиных.

В 1913 году коллекция театрального музея была настолько большой, что Алексей Александрович решил передать её государству (как когда-то поступил Третьяков). Но Москва не приняла подарок, зато коллекцией заинтересовалась Академия наук и стала курировать музей имени Бахрушиных.

Сейчас это не просто театральный музей, а целый комплекс музеев: вы можете посетить музей Островского, Улановой, Ермоловой, Плучека, Мироновых и Менакера, и всё это будет иметь отношение к наследию семьи Бахрушиных. А ведь это всего лишь часть истории одной семьи.

Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.

Оставьте комментарий
Рекомендации