Больше всего кинотеатров в дореволюционной России было построено именно в Москве. Почему? Всё очень просто: тогда Москва не была столицей, поэтому арендная плата за землю или помещения была значительно меньше, чем в столице, Санкт-Петербурге.
Но самой наполненной кинотеатрами и конторами проката улицей была улица Тверская. От Кремля до Брестского вокзала (ныне Белорусского) можно было встретить сразу 10 кинотеатров и ещё больше в переулках.
Адрес: Арбатская площадь, д. 14, стр. 1
Первая версия здания была построена в 1909 году. Тогда кинотеатр назывался электротеатром, что подчёркивало оснащённость электричеством. В некоторых источниках будущий «Художественный» называют «Синематографом Брокша», по фамилии владельца земли, заказчика строительства и самого кинотеатра.
Именно здесь состоялась премьера фильма «Жоржетта», на следующий день после официального открытия, 11 ноября 1909 года.
Но буквально через шесть лет здание перестроили. Спустя четыре года после открытия кинотеатр выкупил крупный кинопредприниматель Александр Ханжонков. Он был, пожалуй, самой влиятельной фигурой в дореволюционном кинематографе. А перестройку кинотеатра он заказал одному из самых влиятельных московских архитекторов — Фёдору Осиповичу Шехтелю.
Что же нового внёс Шехтель в это здание?
Кинотеатр приобрёл тот вид, в котором он дошёл до наших дней и в 2021 году наконец-то открылся после реставрации.
Адрес: Триумфальная площадь, д. 1
У этого здания, которое сейчас сложно найти на Триумфальной площади, очень грустная история. Тот самый Ханжонков в качестве продюсера выпускал больше половины российских кинокартин до революции. В начале XX века он задумал построить в центре Москвы свой кинотеатр, в котором планировал крутить свои новые фильмы, показывать документальные картины и устраивать встречи со зрителями.
Открытие кинотеатра состоялось в 1913 году, и он сразу же стал одним из самых популярных в Москве. После разорения Ханжонкова и прихода советской власти кинотеатр был национализирован и в 1920 году его переименовали в «Межрабпом». Позднее здание реконструировал известный советский архитектор Дмитрий Чечулин.
Но уже в самом начале 1950-х годов Триумфальную площадь (тогда — площадь Маяковского) реконструировали, а на месте кинотеатра возвели весьма громоздкое здание Министерства общего машиностроения. Дом Ханжонкова буквально вмонтировали в новую постройку.
В наше время после долгих споров из-за арендной платы здание много лет пустовало. Но за него всё равно воюют многие деятели кинематографа, стремясь восстановить былое величие кинотеатра.
Адрес: Чистопрудный бульвар, д. 19, стр. 1
Переходим к зданиям, которые из дореволюционных кинотеатров были перестроены в театры. Одним из самых интересных примеров является здание театра «Современник», а в прошлом — кинотеатра «Колизей».
Когда-то эта территория принадлежала меховщику Гуськову, который гнался за своеобразной современной модой и стремился войти в прибыльный «кинотеатральный» бизнес. Поэтому предприниматель сделал заказ известному архитектору Роману Клейну, чтобы тот построил кинотеатр, в будущем получивший название «Колизей». Архитектор использовал элементы античной архитектуры, которые мы можем увидеть во входной группе главного фасада здания. Обратите внимание на античную колоннаду.
Открытие кинотеатра состоялось в 1914 году, и впоследствии он стал достаточно успешным в Москве. В нём могли разместиться около 800 зрителей, а в фойе играл оркестр из 12 музыкантов.
Здание кинотеатра не перестраивали, но после национализации в нём уже выступали театральные коллективы. Кинотеатр в эти стены вернулся на непродолжительный период — с 1930-х по 1970-е.
А дальше после масштабной реконструкции здание открыло для посетителей двери уже в обновлённом статусе — теперь это уже был театр «Современник». Былого декора на здании не осталось, внутреннее убранство почти не сохранилось, но колоннада напоминает о замыслах первого архитектора.
Адрес: улица Земляной Вал, д. 76/21
В 1911 году на Таганской площади открыли кинотеатр под названием «Вулкан», построенный по проекту архитектора Гельриха. Заказчицей была купчиха по фамилии Платова. Здание выстроили в стиле неоклассики. Благодаря «Вулкану» публика разных сословий знакомилась с новым миром синематографа.
Однако кинотеатр быстро разорился. До революции существовала печальная корреляция — чем дальше от Кремля находился кинотеатр, тем хуже в нём продавались билеты. После революции здание кинотеатра национализировали и передали Студии Вахтангова и Рогожско-Симоновскому театру, а с 1922 года вплоть до заселения театра на Таганке в этом здании располагался филиал Малого театра.
Позже внутреннее оснащение театра сделают более удобным для размещения театрального коллектива, а в 1980-е годы и вовсе построят новый корпус в стиле брутального постмодернизма. Автором проекта выступил архитектор Анисимов. Теперь кажется, будто новый корпус «проглотил» бывшее здание кинотеатра «Вулкан».
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Оставьте комментарий