Отправляемся на прогулку от станции метро «Киевская» через площадь Европы на другую сторону Москвы-реки через улицу Плющиху к Новодевичьему монастырю.
В Московском метрополитене есть аж три станции, которые носят такое название. Но нас интересует станция Кольцевой линии, которая была открыта в 1954 году. Главные стены и пилоны станции украшены мозаичными панно на тему дружбы между двумя республиками — Украиной и Россией. Здесь каждое изображение иллюстрирует важные события в истории двух стран и может рассматриваться как отдельное художественное произведение.
Один из входов на станцию с площади Киевского вокзала имеет нетипичное для российского метро оформление. Его отличие заключается в том, что он имитирует оформление станции парижского метрополитена в стиле «модерн». Растительные орнаменты, надпись выполненная особенным шрифтом и кованые чугунные ограды — маленький кусочек французской столицы появился на площади совсем недавно, в 2006 году, но оформление удачно вписалось в ансамбль площади.
Также интересна станция метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии, которая была открыта годом ранее. Станция может соперничать с небольшим музеем по количеству предметов изобразительного искусства. Здесь встречаются мозаичные панно, фрески с изображениями представителей важных профессий, а также крупное панно на центральной стене. Их всех объединяет тема дружбы бывших советских республик.
Здание вокзала построили в 1914—1918 годах, по уникальному архитектурному проекту Ивана Рерберга. Конкурс проектов проходил в 1912 году, а основной темой оформления стала война 1812 года и празднование 100-летия со дня победы. Это важное событие масштабно отмечали в России. На выбор тематики повлияло и то, что неподалёку проходила дорога на Бородино, а рядом располагается Бородинский мост (о нём ниже).
Вокзал выполнили в стиле неоклассики, с элементами ампира, что отсылает нас к архитектуре первой половины XIX века. Но модерн тут тоже можно прочитать — в больших окнах и асимметричности здания.
Советуем прогуляться по залам ожидания вокзала, где вы сможете рассмотреть оригинальную роспись стен, лепнину и уникальный метлах на полу. Выйдите на главный перрон, чтобы изучить невероятно смелое для своего времени изобретение — дебаркадер. Он представляет собой огромное остеклённое арочное перекрытие, имеющее форму параболы. Спроектировал данное сооружение инженер Владимир Шухов. На некоторых столбах сохранились оригинальные заклёпки, напоминающие железные пуговки. На самом деле такие заклёпки являются надёжным крепежом, который делали вручную.
Сейчас в это уже трудно поверить, но эта площадь — одна из новых точек на карте Москвы. Площадь Европы появилась в рамках российско-бельгийского проекта в сентябре 2002 года как символ единства Европы. На площади располагаются две основные достопримечательности: подаренная Москве властями Брюсселя скульптура-фонтан Оливье Стребеля «Похищение Европы», а рядом — 48 небольших столбов-колонн с флагами всех европейских стран. Особенно эффектно фонтан смотрится вечером, когда зажигается светодиодная подсветка.
Мост был открыт в юбилейный 1912 год. Своё название переправа получила в честь того самого Бородинского сражения, после которого в сентябре 1812 года по нему проходили и русские, и французские войска.
Мост дважды перестраивали в 1952 и 2001 годах. В первый раз его расширили и удлинили, а во второй раз заменили несущие арки и дорожные плиты.
Переходим непосредственно к району Хамовники. Его название имеет ремесленное происхождение, что редкость для московских топонимов. Оно происходит от слова «хам», что означало «лён», а ткачей, его обрабатывавших и живших в этих местах, называли хамовниками.
Строительство и перестройки этого храма затронули разные исторические эпохи. Историки полагают, что строить церковь начали в середине XVII века, первую глобальную реконструкцию провели в 1701–1708 годах, а предел во имя Архангела Гавриила и колокольня появились только в XIX веке. Тем не менее современный нам храм строился вплоть до начала XX века.
О каждой вехе строительства свидетельствуют определённые архитектурные черты: вы можете заметить следы русского зодчества, классицизма, барокко и неоклассики.
Мы вышли на одну из старинных московских улиц, которая когда-то проходила по существовавшей с XV века дороге на Смоленск, потому и называлась она в прошлом Смоленская.
Когда позже дорога изменила своё направление из-за появления Бородинского моста, улица получила новое название — по кабаку Плющева, который работал в самом начале улицы.
Здание построено в 1927 году знаменитым московским архитектором Константином Мельниковым. Постройка является всемирно известным памятником советского авангарда, как почти все постройки этого зодчего. Сравнивая это здание с собственным домом архитектора в одном из переулков Арбата или ДК Русакова, можно с уверенностью сказать, что каждая его работа была уникальна и продумана до мелочей.
К сожалению, в связи с большим ремонтом в середине XX века, были утрачены почти все оригинальные интерьеры. Ремонт изменил и первоначальный замысел Мельникова, разрушив присущее конструктивизму единство функций и формы — появились скульптура и лепнина. На данный момент здание так и находится на долгой реставрации.
Историческая местность в излучине Москвы-реки. Как обычно и бывает, существует множество версий происхождения названия. Одна из версий гласит, что топоним произошёл от Новодевичьего монастыря, которому эта местность принадлежала с конца XVII века.
А вот с конца XIX века здесь располагается Клинический городок — комплекс зданий медицинского факультета Московского Университета. Большинство корпусов института, расположенных по чётной стороне Большой Пироговской улицы, являются памятниками архитектуры, что приносит этому месту большую историческую ценность.
Этот дом принадлежал великому русскому писателю, в нём он жил со своей семьёй с октября 1882 года по май 1901 года. Здесь до сих пор хранятся многие подлинные вещи Толстого, включая рукописи, портреты, предметы с венчания, личные вещи его супруги и детей. Даже в помещениях воссоздана обстановка рабочего кабинета. Попадая в этот дом, вы, без преувеличения, приходите в гости к великому писателю, ведь фонд музея насчитывает порядка 6 000 единиц хранения.
Советуем в сувенирном магазине купить книгу воспоминаний супруги писателя Софьи Толстой, в которой она подробно рассказывает об отношении великого писателя к этому дому и Москве в целом. Кстати, главным требованием, при котором писатель выбирал усадьбу, было наличие сада — новое жильё должно было напоминать Льву Николаевичу Ясную поляну.
Одна из немногих в Москве деревянных построек, которая идеально сохранилась внешне. Здание выстроено в псевдорусском стиле в 1856 году и принадлежало российскому историку Михаилу Погодину.
Если экстерьер избы дошёл до нас в первозданном виде, то о внутреннем убранстве этого сказать никак нельзя. Мало того, что в Лету канули оригинальные интерьеры, так и все деревянные перекрытия спрятали под штукатуркой и навесным потолком во время ремонта в начале 2000-х. Поэтому наслаждаться приходится только внешней красотой столь необычного для Москвы объекта.
Этот монастырь — один из главных символов Москвы. Его архитектурный ансамбль в 2004 году был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — в Москве таких объектов всего три!
Новодевичий монастырь основали в 1524 году. Главный храм монастыря, Смоленский собор, построен в XVI веке. Ещё одна основная достопримечательность монастыря — шестиярусная колокольня, построенная в стиле московского барокко.
Широко известны кладбище и некрополь монастыря, который появился только во второй половине XVIII века за территорией. На этом кладбище похоронены выдающиеся деятели науки, искусства и культуры. Большинство памятников и надгробий создавалось известными скульпторами.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Оставьте комментарий