Спустя много лет творческих метаний и поисков, Бетховен пришёл к мысли воплотить в сонатно-симфоническом цикле сочетание оркестровой и хоровой музыки. Эта мысль поразила современников, неоднозначно принявших премьеру, однако она явилась ключевой точкой в истории симфонии. Именно со времён Девятой сакральное значение, придававшееся симфонии, возведено в абсолют — единство человека с Богом отныне символизирует не только медленная часть, но и весь цикл.
Негодование современников отчасти понятно — симфония во времена классицистов являла собой некую нерушимую, устоявшуюся музыкальную форму, отходить от которой позволялось недалеко. Бетховен же, нашедший в симфоническом произведении идеальное вокальное воплощение оды Шиллера «К радости», поразил публику. Однако по сей день это произведение считается величайшей вехой не только творческого пути великого композитора, но и истории музыки в целом.
Отзывы о Девятой симфонии Бетховена