Экспозицию открывают работы художников, чья творческая деятельность пришлась на рубеж XVIII—XIX веков. Произведения Г. Летьера, Р. Лефевра, К. Верно, А. Жироде, П. Шовена, Ф. Жерара, П. Прюдона, Л. Буальи, А. Гро, Д. Энгра и других мастеров позволяют понять, с каким настроением французская живопись вошла в новое столетие. Романтизм, получивший развитие в XIX веке, ярче всего отражен в картинах Э. Делакруа — «Марокканец, седлающий коня» (1855) и «Львиная охота в Марокко» (1854).
Часть экспозиции посвящена барбизонской живописи, в ее рамках представлены полотна Т. Руссо, Ф. Добиньи, Ж. Дюпре и других художников, которые работали в местечке Барбизон. Они подарили миру множество восхитительных пейзажей.
Живопись рубежа XIX—ХХ века представлена работами многих выдающихся мастеров, в том числе основоположника импрессионизма Клода Моне. В Эрмитаже имеется семь картин этого великого художника — «Дама в саду» (1867), «Мост Ватерлоо» (1903) и др. Также заслуживают внимания картины О. Ренуара, К. Писсаро, А. Сислея и Э. Дега.
Еще одна гордость коллекции — полотна П. Сезанна разных жанров, «таитянские» картины П. Гогена, а также одни из лучших произведений В. ван Гога, в том числе «Куст» (1889).
Представление о символизме во французской живописи позволяют получить картины Э. Карьеры, Пюви де Шаванна, О. Редона и других художников. Собрание не могло бы считаться полным без полотен художников группы «Наби» (М. Дени, Э. Вюйара, П. Боннара, К. Русселя и др.), а также П. Синьяка, А. Руссо, А. Марке, К. Ван Донгена, А. Дерена, М. Вламинка и др.
Начало XX века представлено в Главном штабе Эрмитажа картинами легендарных А. Матисса и П. Пикассо. Полотна первого художника воплощают традиции фовизма («Красная комната», «Семейный портрет», «Танец» и «Музыка»), тогда как творчество второго отражает принципы кубизма («Танец с покрывалами», «Три женщины», «Женщина с веером»).
Отзывы о постоянной экспозиции Главного штаба «Французская живопись XIX—ХХ веков. Импрессионисты»