Опера в двух действиях была написана в 1995 году по заказу Большого театра, но так и не была поставлена на московской сцене. Мариинский театр собирался представить оперу в 1999 году к 200-летнему юбилею Пушкина, но обстоятельства сложились так, что и в Петербурге не удалось воплотить этот замысел.
В рамках 18-го абонемента состоится концертное исполнение оперы. Михаил Коллонтай писал по собственному либретто, которое создавалось параллельно с партитурой. Автор значительно переосмыслил хрестоматийное произведение Пушкина, не выставляя это на показ и исходя из пушкинских недосказанностей.
Изменились взаимоотношения героев, потеряв свою однозначность. Швабрин предстаёт почти что автопортретом Пушкина, в эпилоге роль Поэта должен исполнять тот же артист. Пугачёв показан отпетым негодяем; Маша, идеализированная в повести, в опере более приземлённая и реалистичная; Гринёв непрестанно получает тумаки — то от одного, то от другого. По словам композитора, жанр оперы он определяет как мистико-реалистическая комедия или даже сатира.
Отзывы об опере «Капитанская дочь»