Борис Эйфман — не только «хореограф-философ», как его часто называют, но и «хореограф-психоаналитик» — последнее определение даже точнее отражает его эстетические взгляды. Знаменитый хореограф считает, что искусство балета предоставляет бесконечные возможности для исследования и глубоко проникает в загадочный внутренний мир героев, в скрытые уголки их подсознания.
«Up & Down» — квинтэссенция психологических исследований Эйфмана. Основой спектакля стали мотивы романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна». Балет строится на двух разнонаправленных сюжетных линиях, восходящей и нисходящей. История деградации молодого перспективного доктора и прогресса его супруги и пациентки превращается в сюрреалистическую экспериментальную лабораторию.
Нестандартная пластика отражает раскол сознания, выявляя страхи и мании героев. Сам балетмейстер иронично назвал постановку «не просто точкой, а кляксой» в его долгой танцевально-психиатрической эпопее.
Трагедия духовной гибели героя разворачивается на фоне блистательной Эры Джаза. Мечты героя о счастье обернулись личностным крахом, а роскошная с виду жизнь — настоящим ужасом. Внутренний мир героя и окружающая реальность противоречат друг другу, и, постоянно идя на компромиссы, он шаг за шагом теряет своё «Я», по сути покидая поприще врача и становясь сиделкой своей почти невменяемой жены. Разрушив свою карьеру и своё сознание, герой превращается в изгоя, ведь мир, в котором он живёт — не для слабых.
Сценография Зиновия Марголина, освещение Бориса Эйфмана и Глеба Фильштинского.
Отзывы о спектакле «Up & Down»