«Убийство Жан-Поля Марата» — пьеса Петера Вайса, немецкого писателя и художника, предвосхитившего течение постмодернистской драмы. В России она известна, прежде всего, по инсценировке Юрия Любимова в Театре на Таганке, а также фильму режиссера Питера Брука. Новая сценическая версия культового текста станет первой режиссерской работой Андрея Калинина, созданной для Александринского театра.
Лаконичная постановка «Убийство Жан-Поля Марата» — общепринятое сокращение оригинального названия пьесы, «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада». Иронично-старомодный, витиеватый титул вполне соответствует многосложному характеру текста, сюжет которого построен на приеме «спектакль в спектакле».
На склоне лет оказавшись в психиатрической лечебнице «Шарантоне», Маркиз де Сад не прекращает писать пьесы, которые разыгрывает с другими пациентами. Труппа умалишенных представляет очередной спектакль, разыгрывая вымышленную дискуссию, в которую вовлечены деятели Великой Французской революции. По прошествии 15 лет после гибели Марата они рассуждают о революционных событиях, втягивают публику в спор, сбивая с толку неоспоримостью своих суждений.
Основой для мистификации Вайса стали доказанные исторические факты: причастность де Сада к революции и его пребывания в «Шарантоне». В тексте прозаические отрывки чередуются с поэтическими, действие дополнено песнями и плясками, музыкой и пантомимой, перенасыщено карикатурными сценами насилия. Контраст нарочитой искусственности, гротескности пьесы и ее шокирующей жесткости позволяет вникнуть в суть режиссерского посыла, сохранив при этом беспристрастность, необходимую для того, чтобы выбрать сторону в споре.
Отзывы о спектакле «Убийство Жан-Поля Марата»