Поэт Поль Элюар утверждал, что взгляд Гала пронзает стены, а Сальвадор Дали называл её «ангелом равновесия» и «предвестником его (Дали) классицизма». Загадочная и обворожительная, она умела опознавать и культивировать таланты, была сильной, прямолинейной и ни на кого не похожей.
Дали возводил свою музу и спутницу жизни в ранг богов и в течение многих лет формировал особую мифологию, где Гала была центральным героем. Леда, Градива, Елена Прекрасная, Галарина — в работах сюрреалиста Елена Дьяконова (таким было настоящее имя Гала) предстаёт в самых разных образах.
В Музее Фаберже показывают картины и рисунки Дали, на которых изображена Гала. Ключевое место занимает «Атомная Леда», где Дьяконова предстаёт спартанской царицей. Художник считал это произведение «идеальной картиной», решённой по принципам золотого сечения и сакральной геометрии. Ещё один шедевр — «Галарина», которая не покидала Театр-музей Дали в Фигерасе со дня смерти мастера. Её приезд в Россию — большое событие.
Задача проекта — развеять миф вокруг Гала и посмотреть на неё как на самодостаточную творческую фигуру, интеллектуалку и писательницу, которая оказала колоссальное влияние на своих друзей, любовников и мужей. И, как следствие, — на искусство XX века.
С 1 декабря на выставке открывается лекторий, с полным расписанием которого можно ознакомиться по ссылке. Первая лекция будет посвящена спутницам великих мастеров XV–XX веков, а проведёт её искусствовед Максим Костырь.
Дополнительная информация — на официальном сайте выставки.
Отзывы о выставке «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала»