Музейщиков мобилизовали сразу же после начала войны. Уже 22 июня сотрудники Эрмитажа начали упаковывать экспонаты, чтобы переправить их в более безопасное место. Много ценных вещей увезли, но большая часть всё же осталась в городе и пережила блокаду в подвалах Эрмитажа.
Сам музей тоже подготовили к войне: заклеили крест-накрест окна, всюду насыпали горы песка и поставили ванны с водой, чтобы тушить зажигательные бомбы. Этим занимались работники музея, которые тут же и жили.
Во время блокады пострадали все здания Эрмитажа. Но это не помешало в ноябре 1944 года, уже после освобождения города, устроить выставку оставшихся экспонатов. Коллектив музея тогда насчитывал 130 человек. В кратчайшие сроки они смогли привести в порядок две галереи: вставить там стёкла, отремонтировать полы и люстры, разместить картины и скульптуры.
Шла война, а люди массово приходили в неотапливаемый Эрмитаж. Это была сенсация в культурной жизни города.
Несмотря на массовые эвакуации, многие театры продолжали работать. А оркестр Радиокомитета и Театр музыкальной комедии всю блокаду провели в Ленинграде. Последний даже не изменил любимому жанру: решили, что смех теперь особенно необходим, это ещё одно средство борьбы с противником и способ поднять дух защитникам города.
Через год после начала осады открылся театр имени Комиссаржевской, который до сих пор иногда называют блокадным. Первой тут поставили пьесу «Русские люди» о мужестве советских разведчиков. Актёры были истощены и измотаны, но прикладывали все силы, чтобы никто этого не заметил. Перед выходом в свет зрители старательно прихорашивались, а в театре забывали про голод, бомбёжки и другие невзгоды.
В августе 1942 года в Ленинградской филармонии состоялась премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Зал был полный, успех — колоссальный. Когда оркестр отзвучал, все вскочили со своих мест и долго аплодировали стоя. Многие плакали. Симфонию транслировали по радио, она стала гимном осаждённого города.
Первый футбольный матч в Ленинграде прошёл 31 мая 1942 года и стал больше, чем просто спортивным событием. Это было доказательство, что город не умер и не сдался, более того — даже играет в футбол. Для участия отозвали бывших спортсменов с передовой. Играли на резервном поле стадиона «Динамо», а в качестве зрителей были пациенты ближайшего госпиталя.
Ослабленным людям нагрузка далась нелегко. Поначалу игроки двигались медленно, падали. Во время перерывов не садились, поскольку знали, что встать будет трудно. С поля уходили в обнимку — так было проще передвигаться.
Эта встреча стала первой в серии блокадных игр 1942—1943 годов.
Ещё до начала осады сотрудники Ленинградского зоопарка попытались спасти своих питомцев, но эвакуировать удалось немногих. Осталась в городе и бегемотица Красавица, история которой стала одной из самых известных.
За животным ухаживала Евдокия Ивановна Дашина, и работы хватало на целый день. Ещё затемно она растапливала плиту и начинала готовить. Меню Красавицы состояло из каши из опилок, в которую для запаха добавляли каплю овощей и хлеба. В день требовалось около 40 килограммов еды. А ещё не менее 400 литров воды, которую приходилось возить от Кронверкского протока. Немного добавляли в кашу, а всё остальное требовалось для ухода за кожей бегемота. У этих животных она очень нежная и трескается на воздухе. Большую часть дня они проводят в бассейнах, но в блокадном Ленинграде это было невозможно. Поэтому Евдокия Ивановна дважды в сутки мыла Красавицу, а потом втирала ей в шкуру тюлений жир и камфорное масло.
Так они дожили до первой блокадной весны, когда зоопарк снова открылся. А с 1944 года он заработал круглогодично, и тысячи горожан приходили посмотреть на Красавицу и других спасённых зверей.
Блокада Ленинграда пробудила в его жителях небывалый героизм. Город не был парализован страхом, он жил, работал и боролся. Сегодня мы говорим спасибо всем, кто тогда выстоял и победил.
P. S. Рекомендуем посмотреть на знаковые места города и сравнить их облик во время блокады и в современные годы.
Оставьте комментарий