В начале XX века к 200-летней годовщине Санкт-Петербурга в подарок жителям города преподнесли Троицкий мост, который соединил центр города и Петроградскую сторону. Именно это событие изменило статус этой части Петербурга: из забытой Богом окраины она превратилась в роскошный, буржуазный район.
В это же время начал формироваться современный вид Каменноостровского проспекта — главной артерии фешенебельной Петроградской стороны. Проспект активно застраивали потрясающе красивыми доходными домами в стиле модерн.
Одно из наиболее точных и живописных описаний молодого проспекта мы находим в повести Осипа Эмильевича Мандельштама «Египетская марка»:
«Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Ни вправо, ни влево не поддавайся: там чепуха, бестрамвайная глушь. Трамваи же на Каменноостровском развивают неслыханную скорость. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки».
Несмотря на то, что в архитектуре Петербурга вообще и Каменноостровского проспекта в частности царили модерновые каноны, братья Бенуа решили оформить свой легендарный дом в стиле неоклассицизма.
Парадный фасад, выходящий на проспект, отличается строгостью облика: сдержанным декором и чёткой симметрией. Для облицовки этой части архитектурного комплекса Бенуа использовали горшечный камень, привезённый из Швеции (и никакого модернового сочетания различных фактур!). Центральная часть фасада отделена от линии проспекта курдонёром, обозначенным колоннадой из красного гангутского гранита, выделяющегося на фоне серого массива здания.
Этот богато декорированный фасад, завершённый плоским куполом, имеет чёткое членение на этажи. Оформления окон каждого из этажей разнятся от классических треугольных до дугообразных фронтонов. Простенки между окнами декорированы сдвоенными пилястрами с капителями, оформленными классическим коринфским ордером. На уровне крыши расположена балюстрада, увенчанная вазами.
В центре композиции под огромным лучковым фронтоном зияет «дыра», обрамлённая рельефными изображениями рогов изобилия, по обе стороны от которых стоят фигурки путти. До революции круглое пространство занимали часы, которые в советское время заменили гербом нового государства. С падением СССР герб сняли, а что поставить на его место, так и не решили.
Фасад левой части корпуса, расположенного вдоль линии Каменноостровского проспекта, также подчинён строгой симметрии. Простенки цокольного и двух нижних этажей пронизывают трёхчетвертные дорические колонны. Окна третьего этажа оформлены классическими греческими треугольными фронтонами. На этом же уровне установлены свободно стоящие статуи Гермеса — покровителя торговли. Эти изображения служат напоминанием о том, что здание принадлежало богатому страховому обществу.
Совсем другое оформление имеет часть дома, выходящая на Кронверкскую улицу. Если главный корпус на проспекте был построен в 1911—1912 году, эту часть возводили позднее — с 1913 по 1914 год. Об этом свидетельствуют даты, расположенные в картушах на стенах дома.
В отличие от главного корпуса на Каменноостровском проспекте в оформлении этой части дома использовался не только серый горшечный камень, но и известняк в сочетании с обыкновенным кирпичом. Плоскость стен фасада украшена лепными картушами и маскаронами, а также рельефными изображениями рыб и грифонов. Доминантой здания выступила башня, возвышающаяся над небольшим курдонёром, который обозначен воротами из двух гранитных колонн.
Этот корпус, как и все здания архитектурного ансамбля Бенуа, располагал самой современной инфраструктурой. Комфорт жителей дома обеспечивали современные системы канализации, водопровода, парового отопления, электричества и телефонной связи. Кроме того, дом обслуживали собственная котельная и прачечная. Но и это ещё не всё! Для удобства проживающих за парадными фасадами спрятали целую сеть закрытых дворов, внутри которых располагались гаражи и печи для сжигания мусора.
К сожалению, по сравнению с роскошным убранством парадных зданий облик внутренних корпусов и дворов-колодцев между ними совсем не презентабелен. Стены жёлтого цвета прорезают простые прямоугольные окна в деревянных рамах. Никаких скульптур, рельефов и лепнины.
Всё дело в том, что во времена Российской Империи роскошные квартиры парадных корпусов Дома трёх Бенуа занимали самые влиятельные и состоятельные люди Петербурга. А вот по мере удаления вглубь архитектурного комплекса квартирки и комнаты становились всё более скромными. Эти помещения предназначались для людей с более низким социальным статусом и меньшим достатком.
В советские времена дом с элитной планировкой и всевозможными удобствами облюбовали партийные деятели и люди творческих профессий — композиторы, архитекторы, писатели, художники, деятели театра и кино. Здесь проживал знаменитый композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (его бюст установлен в курдонёре, открывающем Кронверкскую улицу). В своей квартире в этом доме он написал несколько частей знаменитой «Симфонии № 7», ставшей олицетворением несгибаемой воли жителей блокадного Ленинграда.
Другим известным жильцом Дома трёх Бенуа был первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров. Он и его супруга жили здесь с 1926 вплоть до 1934 года. В тот год Киров был убит выстрелом в затылок в коридоре Смольного. Его смерть повлекла за собой волну жестоких репрессий в стране и Доме трёх Бенуа. По злой иронии судьбы в период с 1934 по 1938 года в корпусе по Каменноостровскому проспекту произошли аресты в 55 из 123 квартир.
Сегодня в квартире Сергея Мироновича открыта мемориальная квартира-музей, в котором детально воссоздан быт семьи политика. Посетители по-разному реагируют на интерьеры комнат квартиры — кто-то возмущается немыслимой роскоши, кто-то, наоборот, поражается удивительной простоте. Но, конечно, чтобы составить своё впечатление, стоит посетить музей самому.
Между тем, соседями Кирова были жильцы обычной коммунальной квартиры, расположенной этажом ниже. Удивительно, но многие из коммунальных квартир в Доме трёх Бенуа продолжают свое скромное существование. Так, здесь и по сей день соседствуют непомерная роскошь и сдержанная простота. В доме можно найти жильё на любой вкус и кошелёк — от комнаты, аренда которой обойдётся в 18 500 рублей в месяц, до шестикомнатной квартиры со своим спортзалом, плата за которую составит по меньшей мере 280 000 рублей в месяц.
В наших прошлых рассылках мы рассказывали о семье Бенуа, о вкладе членов этой семьи в облик Петербурга. В том числе и об авторах проекта Дома трёх Бенуа.
Автор текста — Ирина Бережнюк
Оставьте комментарий