Если в XVIII веке в деревнях речь шла только о колдунах, которых скорее опасались, то в городе начали чаще объявляться личности, называющие себя старцами или божьими людьми и уверяющие особенно суеверных в своих способностях к прорицанию. Одним из известных таких предсказателей тогда был некий седобородый Тимофей Архипыч, к которому прислушивалась сама Анна Иоановна. С бородой, кстати, была связана история.
Большой поклоннице старца Настасье Нарышкиной однажды пришло видение, в котором Тимофей Архипыч заверил, что род её не прекратится, пока она хранит его бороду в семье. Придя в себя, Нарышкина обнаружила в руке не что иное, как бороду и затем хранила её как зеницу ока, но в какой-то момент она потерялась, а линия Нарышкиных впоследствии на самом деле прекратилась.
Все эти странники, старцы и юродивые на месте не сидели и бродили в поисках клиентов, но были ещё и оседлые предсказатели — гадалки. К XIX веку конкуренция между ними приобрела серьёзный размах.
Гадали на кофейной гуще, на картах, на руках. В первой половине столетия знаменитостью была Шарлотта Кирхгоф: есть легенда, что она напророчила Пушкину и его другу раннюю смерть. Поэту она нагадала «белого человека», которого надо опасаться, а Дантес был блондином. Ещё одна известная прорицательница Варвара Юлия фон Крюденер смогла втереться в доверие даже императору Александру I, который, впрочем, в 1822-м запретил распространение всяческой мистики, сект и тайных обществ.
Мода на предсказания посредством карт появилась у французов и немцев с середины XVIII века, а к концу столетия проникла в Россию. В Петербурге даже вышла соответствующая книга под названием «Верный и легчайший способ отгадывать на картах». Вскоре небольшие типографии начали печатать гадальные карты, а девицы (особенно из дворянского сословия) не теряли времени даром и изготавливали собственные. Затем за дело активно взялись гадалки: предсказания с помощью карт были крайне популярны.
В начале XX века, в смутные времена перед большими переменами, интерес к мистике и прорицателям в Петербурге разгорелся ещё больше. Причём как со стороны простых людей, так и со стороны интеллигенции и высшего общества: в этом вопросе они были абсолютно едины. По данным на 1913 год в городе насчитывалось не менее 16 астрологов и порядка 400 гадалок, которые брали себе необычные творческие псевдонимы.
Они распространяли рекламу в прессе, раздавали прохожим листовки со своими портретами и адресами, а на домах вешали таблички.
Никакого дара предвидения у подавляющего большинства этих специалистов не было, они просто зарабатывали деньги на доверчивых горожанах или приезжих. Полиция нередко закрывала глаза на этот мелкий обман, потому что гадалки являлись её осведомителями.
Иногда обман был вовсе не мелким и вполне тянул уже на преступление. Например, в 1910-х в Петербурге была популярна некая Инесса, к которой обращались одинокие девушки и женщины в надежде отыскать суженого. Инесса заявляла, что не только предсказывает, кто же станет избранником сердца, но и обладает особыми силами, привлекающими мужские души. Выяснилось, что эти самые души она находила в «Брачной газете», «предсказывала» облик выбранного суженого, с которым знакомилась заранее, а потом организовывала встречу, но так, что всё происходило как бы случайно. В той же самой газете предсказательница отыскала и своего жениха, с которым обокрала богатую женщину. За это Инессу и судили.
Другая преступная история связана с подпольным кружком гадалок. Прорицательницы высматривали на улицах красивых юных девушек, обещали им бесплатные гадания и заманивали домой, а после сеанса давали выпить дурманящий напиток и развращали доверчивых клиенток, которые впоследствии становились их рабынями. Гадалок поймали и привлекли к суду после того, как они обманули и совратили гимназисток.
Находчивость довела до суда и известную предсказательницу Жанну, которая принимала на Литейном проспекте. Клиентки оплачивали сеанс гадания, которое заключалось в следующем: им необходимо было раздеться и встать на небольшой столик в комнате с зеркалами и ширмами. Гадалка обещала, что увидит будущее с помощью линий тела, зажигала лампочки и просила принимать разнообразные позы в течение 45 минут. В это же время затаившийся за ширмой фотограф снимал посетительницу, а из соседней комнаты через завуалированные отверстия за процессом наблюдали другие клиенты — мужчины.
После революции все гадания запретили как пережиток прошлого и суеверия, которых не должно быть в новой стране. Но в том или ином виде предсказатели существовали. В годы НЭПа в Петрограде образовался клуб так называемых любителей психологических опытов: участники собирались в кафе «Чёрная кошка» на Михайловской улице. Однако масштабы были уже далеко не те, и на долгие годы мода на гадания угасла, пока не возродилась в 1990-е.
Читайте и другие интересные материалы об архитектуре, нравах и быте прошлого в разделе «Влюблённым в Петербург»
Оставьте комментарий