Аналоги холодильников были и в дореволюционном Петербурге. Конечно, не такие удобные и простые в использовании, как в наши дни, но с задачей они справлялись. Во дворе каждого дома был ледник — погреб либо сарай, куда помещались припасы и особым образом подготовленный лёд.
Это мог быть войлок, опилки, пробковые листы, а в дорогих моделях даже фарфор. За счёт таяния льда в шкафу поддерживалась температура +7°C. Вода отводилась по резиновой трубке в ведро.
Исправным поставщиком льда для петербуржцев была Нева. Как только река замерзала (а случалось это уже в конце ноября), в город стекались крестьяне из ближайших селений. Наступало время заготавливать лёд.
Подрядчик арендовал у городской Думы участок Невы за 6 копеек с квадратной сажени и нанимал работников колоть и развозить лёд. Место для «ледяной жилы» определяла полиция. Выстроившись в ряд по несколько человек, крестьяне вырубали так называемые «кабаны» — крупные глыбы правильной формы. Вытаскивали их из воды на санях.
Цена «кабана» зависела от его прозрачности. Извлечённую из реки глыбу очищали от снега, в течение нескольких дней поливали водой и только потом доставляли по месту назначения.
Обслуживали ледники специальные артели. Эта работа тоже была не из лёгких. «Кабаны» спускали в погреб по доскам на верёвках, там их принимали и укладывали рядами. Случалось, что глыба срывалась и калечила людей внизу.
Торговля льдом на рубеже веков была прибыльным делом. Корреспондент журнала «Нива» подсчитал, сколько денег выкладывали за это жители столицы.
Крупнейший в России поставщик льда, купец Аникий Сысоев, заработал таким образом миллионы. Отечественный продукт (с Невы и других рек) предлагался клиентам попроще, а императорской семье и богатым аристократам — чистейший горный лёд с Альп. Его также приобретали рестораны для добавления в напитки и врачи — в медицинских целях.
Продолжение читайте в следующей части, а пока ознакомьтесь с другими текстами для влюблённых в Петербург.
Оставьте комментарий