Дошкольный приют
До 1863 года в России дети в богатых семьях оставались на попечении нянь, бонн и гувернёров, а там, где родители их не могли себе позволить, малышей нянчили старшие братья и сёстры или же бабушки. Нередко дети оказывались дома одни, потому что матери и отцу приходилось работать, и тогда это могло закончиться трагедией.
С 1837 года благотворители в Петербурге (а затем и в других городах) решили открывать приюты, куда можно было бы на время приводить своих не подросших чад. Писатель и один из инициаторов таких учреждений Владимир Одоевский даже составил специальное положение, где было прописано, что с детьми следует заниматься грамотой, счётом, ручным трудом и полезными играми. Но не во всех приютах это было возможно, поскольку работники зачастую не обладали педагогическим опытом да и в принципе были не сильно заинтересованы в том, чтобы развивать неокрепшие умы.
Садовницы и садовники
Формат воспитания и обучения малышей в детских садах пришёл в Россию из Германии. Автором идеи был немец-педагог Фридрих Фребель, который выпустил несколько трудов и пособий, где рассказывал о воспитании и социализации. Он же придумал слово «сад», сравнивая детей с растениями (дети — цветы жизни, помните?), которые требуют особого ухода и внимания.
Такие детские сады открылись сначала в Германии и Швейцарии, а потом и в городе Хельсинки, который в 1863-м назывался Гельсингфорсом и входил в состав Российской империи вместе с Финляндией.
В Петербурге первый детский сад открыла Софья Люгебиль, жена университетского профессора. В журнале «Современник» в 1864 году садам была посвящена целая статья. Автор признался, что довольно скептично относился к немецкой идее и не ожидал увидеть ничего кроме муштры, однако посетив сад Софьи Люгебиль на Васильевском острове, убедился, что воспитанники активны, радостны и совсем не чувствуют принуждения. Он удивился не только тому, что «садовница» рассказывает им сказки, поёт, играет на фортепиано, но и включается в их игру и даже повторяет всё то, что делают дети. И так — всё время, не отходя от них ни на минуту!
Садик располагался в маленьком деревянном здании среди деревьев. Там проводили время около 30 детей от трёх до шести. В отличие от современных садиков они проводили в нём не так уж много времени: они приходили к 10:30 и уходили уже в 14:30. За это время цветы жизни успевали сделать зарядку, выполнить посильные работы, позавтракать и отдохнуть, послушать сказки, поиграть, рассмотреть картины, попеть и так далее. Всё с участием «садовницы», разумеется. Интересно, что тех, кто не желал заниматься каким-либо делом, ни к чему не принуждали, и лишь требовали, чтобы они не мешали другим.
Государственный надзор
Второй детский сад в 1866 году открыла в Ковенском переулке педагог Аделаида Симонович. Она же начала выпускать профильный журнал, где педагоги могли делиться опытом и озвучивать новые идеи относительно дошкольного образования. К российской педагогике с интересом и почтением отнеслись за границей: например, в 1900 году Фребелевское общество из Петербурга получило бронзовую медаль на Всемирной педагогической выставке.
Постепенно детских садов в Петербурге становилось всё больше. Это были и частные платные учреждения, и группы, которые создавали свободные родители. Обычно их организовывали у той или иной семьи прямо на дому. Так продолжалось, пока государство не регулировало это направление. Но в конце XIX века появился закон, регламентирующий работу детсадов.
В частности, открывать их могли только русские граждане, а работать разрешалось только при наличии педагогического образования. Кроме того, обязательными для изучения стали два предмета: Закон Божий и русский язык.
Вместе с тем государственное финансирование детские сады начали получать только в начале XX века, да и то далеко не все. Деньги давали также так называемым дошкольным обществам, которые открывали сады для детей рабочих.
Детские сады после революции
После революции количество частных детских садов уменьшилось, но совсем они не исчезли, ведь именно туда приводили своих малышей служащие, тогда как государство обеспечивало местами в основном крестьян и рабочих. В 1921 году на съезде по дошкольному воспитанию власти признали, что самым актуальным решением будет распространение садов-очагов с пребыванием до 11-12 часов и даже ночными сменами — это избавило бы женщину от необходимости сидеть дома (и кухонного рабства заодно). В 1934-м появилась первая единая образовательная программа, которая была сфокусирована на социалистических ценностях и антирелигиозной направленности. Вскоре в садах начали открывать группы для совсем маленьких, вплоть до грудных детей. Кроме того, ясли организовывали на крупных фабриках и заводах, чтобы мать могла работать, но при этом покормить и при необходимости навестить ребёнка.
В годы блокады Ленинграда круглосуточными стали все сады. Некоторые из них были обустроены на первых этажах жилых домов, прямо в квартирах. Сотрудники всеми силами пытались создать уют в помещениях, приносили собственные книги и игрушки. Несмотря на страшное время, воспитатели старались выводить детей гулять и проводили занятия, как в мирные времена.
В 1950-х в Ленинграде начали создавать типовые здания одно- и двухэтажных детских садов. Это были так хорошо узнаваемые сегодня Н-образные строения, которые в последующие десятилетия вырастали вместе с новостройками в разных районах города. К тому времени сады уже включили в систему непрерывного образования, которая чётко регламентировала нормы полученных знаний. В 1980-е от такого подхода отказались, сместив акцент на индивидуальные особенности ребёнка. Этот принцип используется и сегодня.
В нашем разделе «Влюблённым в Петербург» вы найдёте ещё немало интересных материалов о прошлом города, его тайнах, архитектуре и быте.
Например, в этом материале мы отправляемся в прошлое нашего города и отвечаем на неловкие вопросы о том, как знакомились, флиртовали, создавали семьи, вели хозяйство, обучали детей и предавались любовным утехам петербуржцы в XIX и начале ХХ века.
Комментарии к «Как растили цветы жизни: история детских садов в Петербурге»