Новым способом провести свободное время стал просмотр телепередач. Позволить купить себе телевизор могли далеко не все: чудо техники стоило от 2 200 до 2 900 рублей в зависимости от модели. Одним из первых телевизоров, поступивших в массовое производство, был КВН-49 с диагональю экрана 18 сантиметров.
В период с 1953-го по 1955-й жители Ленинграда приобрели свыше 350 000 телевизоров. Те, кто пока не накопил, ходили смотреть в голубой экран к более удачливым соседям. В то время телетрансляции обычно начинались с 19 часов вечера, и только в выходные можно было что-нибудь посмотреть днём, правда, в основном это были передачи для детей. Сначала работала только одна программа, вторая появилась в 1963 году.
Помимо новостей, ленинградцы с 1960-го могли посмотреть телеигру «Один за всех и все — за одного». Ещё через несколько лет начали транслировать молодёжные передачи и разнообразные викторины, а детская «Для вас, малыши!» обрела популярность не только в Ленинграде, но и во всей стране.
Не обходилось без танцев: к иностранным танго, фокстроту, буги-вуги и первым попыткам рок-н-ролла начали относиться куда снисходительнее, нежели ранее. Это не значит, что власти одобряли всё без исключения: они пытались принять новую танцевальную культуру, но контролировать и самостоятельно внедрять её в обществе.
Идеологии соответствовали финские танцы летка енка и хоппель-поппель, греческий сиртаки, латиноамериканский ча-ча-ча, болгарский и-ха-ха. Вместе с тем не прекращались попытки заинтересовать подростков и молодёжь классическим танцем, а также разрабатывались советские современные танцы под названиями «дружба», «террикон», «ёлочка», «инфиз». В середине 1960-х у молодёжи лидировали твист, шейк, липси и чарльстон.
Танцевальные вечера устраивали и в вузах, а номенклатура с тревогой отмечала, что там появляются стиляги со своим жаргоном и дурными музыкальными вкусами, которые разлагают студентов. Стиляги продвигали джазовую музыку, запрещённую в послевоенные годы, но в период оттепели власти её уже начали разрешать.
Альтернативой танцам была самодеятельность: множились коллективы, которые пели, давали представления и играли на музыкальных инструментах. В самодеятельность старались вовлекать всех — и рабочих, и студентов, причём даже иностранных (китайцы могли петь свои песни или исполнять национальную музыку).
В качестве площадок для самодеятельных концертов нередко выступали парки Ленинграда. Им городские власти даже рекомендовали заменять выступления профессиональных артистов на номера молодых талантов-самоучек: так было на Большом каскаде в Петергофе.
Другим вариантом досуга были лекции, посвящённые музыке, кинематографу, литературе и науке. Их читали и в специальных лекториях, и в красных уголках, и в ДК. Лекции могли сопровождаться концертами, встречами с артистами и учёными, кинопоказами и прослушиванием музыки.
На открытом воздухе в ленинградских парках в хорошую погоду устраивались вечера отдыха, музыкальные и литературные дни, праздники, фестивали и карнавалы. В 1958-м в Ленинграде впервые прошёл фестиваль искусств «Белые ночи», который существует и сегодня.
Было бы неверно умолчать про кино как один из популярных видов досуга в Ленинграде. Если в начале 1950-х кинотеатров в городе ещё не хватало, то уже к концу десятилетия положение начало меняться, а в 1960-х в каждом районе было минимум по одному крупному кинозалу вместимостью до 1000 человек.
С другой стороны, в кинотеатрах показывали картины, которые вовсе не вызывали ажиотажа, тогда их надо было активно рекламировать: на уличных афишах, по радио и в газетах и даже на этикетках спичечных коробков.
Перед сеансами зрителей ждали разного рода развлечения — от игр в шашки до встреч с артистами. Затем на экране показывали короткие документальные или научно-популярные фильмы, мультики или киножурналы. Это было обусловлено как идеологией, так и стремлением сократить продолжительность иностранных картин.
Весь репертуар в кинотеатрах делился на три направления: советское кино, кино стран народной демократии и зарубежные ленты. У них должно было быть правильное соотношение, но прибыль приносили в основном именно иностранные фильмы.
Стоит также сказать пару слов о необычном и уж точно новом виде досуга во время оттепели. Это путешествия автостопом, заимствованные у Запада. В Ленинград они пришли в 1961 году. Суть была такой: человек останавливал машину, показывал водителю специальный талончик и мог проехать с ним часть пути. По таким талончикам ленинградцы в первый год существования автостопа проехали около 150 000 километров, а ещё через два года — более 10 000 000.
Но и это не всё: для любителей путешествий стал доступен сервис аренды автомобиля. Для этого ленинградцам надо было записаться на получение услуги в районной автотуристской секции, после чего им выдавали машины во втором таксомоторном парке. Кататься на арендованном авто можно было целый месяц. Вот уж точно — оттепель!
Читайте также о кафе, ресторанах и первых супермаркетах в период оттепели в Ленинграде.
Ещё больше увлекательных материалов о жизни и прошлом городе можно найти в спецразделе «Влюблённым в Петербург»
Оставьте комментарий