Принять перемены
С началом Первой мировой войны по Петербургу прокатилась волна антинемецких погромов. Закрывались венские булочные и немецкие колбасные, совершались набеги на ювелирные магазины и часовые мастерские. Евреи, фамилии которых походили на немецкие, на витринах даже вывешивали объявления: «Это не немецкая, а еврейская лавка».
В Петербурге всегда было много немцев, а Германия являлась главным торговым партнёром Российской империи. В 1913 году немецких товаров ввезли на 643 000 000 рублей, в то время как объём импорта из Англии составил 170 000 000, а из других государств и того меньше. Можно представить, как тяжело было для петербуржцев лишиться привычных вещей.
Мария Фёдоровна, вдовствующая императрица:
«Скоро Петергоф назовут Петрушкин двор».
Взяться за дело
Жизнь круто изменилась. Оставалось принять эти перемены и действовать в новой реальности. Девушки и замужние женщины от 18 до 40 лет поступали в сёстры милосердия. На курсы принимали всех желающих, кто окончил не менее четырёх классов гимназии. Те, у кого не было общего образования, могли стать санитарками.
Мария Казем-Бек, начальница Института благородных девиц в Казани и Санкт-Петербурге:
«Общественной жизни нет никакой, если не считать дежурств в лазаретах и сборищ в разных дворцах для работы на раненых. На эти занятия накинулись все наши дамы и барышни. Театры функционируют, но кто в них бывает, уж право не знаю. Из моих знакомых — никто. Приёмных дней, кажется, ни у кого нет. Бывают друг у друга запросто, вот и всё! Портнихи жалуются на полный застой в работе. Никому никаких туалетов не нужно. Многие уехали из Петрограда и живут по деревням и в окрестностях».
В новых условиях люди проявляли решимость и смекалку. В газете «Петроградский листок» от 22 августа 1914 года писали об извозчике-женщине, которую заметили у Балтийского вокзала. Оказалось, что это жена солдата, призванного на войну. Она решила продолжить дело, которым занимался супруг, чтобы прокормить семью. Корреспондент отмечал:
Заботиться о других
Благотворительность приобрела невиданный размах.
Морис Палеолог, посол Франции в России:
«Со всех сторон широким потоком поступают подарки, особенно анонимные, которые почти всегда оказываются самыми большими по размеру. По всей империи общественная деятельность для раненых, больных, нуждающихся и беженцев продолжается в самых изобретательных формах».
В октябре 1915 года открылся госпиталь для раненых в Зимнем дворце. Для него отвели несколько парадных залов, ванные и душевые устроили в Зимнем саду и Иорданском подъезде, а галерею 1812-го года приспособили для хранения белья.
Заботиться о себе
Во время Первой мировой войны культурная жизнь в Петрограде не замирала. Великосветские балы и шумные народные праздники отошли на второй план, но работали театры, рестораны, зоосад и другие увеселительные площадки.
Морис Палеолог, посол Франции в России:
«Было бы бесполезно просить их обойтись без театров, музыки и балетов. Также бесполезно было бы просить испанцев отказаться от боя быков. И раздумья, которым я сегодня предавался, наблюдая за блестящей публикой Мариинского театра, не касались только высших и состоятельных классов населения, ибо и более дешёвые ложи были набиты до отказа. Каждый вечер многочисленные театры Петрограда полны, также как и театры Москвы, Киева, Казани, Харькова, Одессы, Тифлиса и других городов России».
Не забывать о главном
Жизнь не замирает даже во время войн и исторических потрясений. А любовь побеждает всё, доказательство чему — письмо петербуржца Николая его возлюбленной. Оно написано 8 ноября 1917 года.
Читайте и другие исторические материалы в разделе «Влюблённым в Петербург»
Комментарии к «Как жили петербуржцы во время Первой мировой войны»