Первой фотографией Санкт-Петербурга считается даггеротипический снимок начала 1840-х, который сделал учёный Иосиф Гамель. Есть версия (и она кажется вполне реальной), что он просто тестировал аппарат, который собрал самостоятельно, потому что с художественной точки зрения фото, на котором изображён флигель Академии наук, более чем скромное. Других снимков тех лет не сохранилось.
В 1852 году в России побывал Роджер Фентон, один из основоположников фотографии в Великобритании. Используя калотипический метод, он сделал ряд снимков Петербурга, Москвы и Киева. В источниках обычно публикуют только три фотографии Фентона, но, вероятно, на самом деле их было гораздо больше. Это карточки с изображением Смольного и Исаакиевского соборов и Медного всадника, и здесь уже прослеживается композиция.
Одним из наиболее уникальных снимков XIX века справедливо считается первая круговая панорама города, сделанную — подумать только! — в 1861 году. И хотя авторство её неизвестно, сведений о фотографии немало.
Во-первых, сделана она с башни Адмиралтейства (поэтому есть все основания полагать, что автор — представитель морского флота). Во-вторых, панорама включает 13 кадров, образующих полосу длиной 4,65 метра и показывает виды правого берега Невы, Исаакиевского собора, Невского и Вознесенского проспектов, Гороховой улицы. В-третьих, велась съёмка мокрым коллоидным способом. Год съёмки эксперты выяснили с помощью деталей: например, Дворцовый мост был наплавным, а Адмиралтейскую набережную ещё не реконструировали. Панорама долгое время хранилась в Мраморном дворце, в 1993 году её опубликовали, а в начале 2000-х впервые отправили на выставку в Москву.
Первым фотографом-пейзажистом и светописцем Петербурга называли швейцарца Джованни Бианки, который в России взял имя Иван. В конце 1830-х годов он получал художественное образование в Москве и затем в Петербурге, мечтал стать живописцем, но успеха не добился. Расстроенный Бианки уехал продолжать учиться в Европу, а в 1849 вернулся в Россию уже как фотограф. В Санкт-Петербурге он прожил 30 лет и прославился как автор, который делает художественные фотографии города, акцентируя внимание на архитектуре, ландшафте и их изменениях.
«Наконец, как-то случайно узнали мы, что в Петербурге уже с прошедшей зимы поселился один фотограф г. Бианки, заслуживший известность в Париже и исключительно посвятивший себя фотографии видов, — писала газета «Санкт-Петербургские ведомости». — Любуясь его произведениями, мы были удивлены, как они до сих пор не приобрели себе известности. Сколько русских иногородних, посещающих Петербург, спрашивали нас о фотографиях нашей Северной Пальмиры, и мы всегда вынуждены были отвечать, что таковых нет, между тем как г. Бианки уже успел снять пол-Петербурга (до 60 видов)».
Кроме того, Бианки проявлял себя и в других направлениях. Он занялся репортажной фотографией (снимал праздничные события в городе, моменты открытия монументов, ему же принадлежат снимки похорон императора Николая I), интерьерной съёмкой.
В 1884 году фотограф уехал из России и женился на некой молодой даме, которая завладела его капиталом, а после смерти мужа выбросила негативы, приняв их за непонятные стёкла.
Ещё одно значимое имя первого этапа развития фотографии в России — Альфред Лоренс. В 1855-м он открыл в Петербурге фотографическое ателье, которое обустроил в собственной квартире на Большой Морской улице. Там Лоренс делал портреты петербуржцев и, по всей видимости, очень успешно, поскольку затем с разрешения городских властей построил отдельный фотопавильон во флигеле дома №5 на Невском проспекте.
Помимо фотопортретов горожан он занимался и съёмкой самой столицы и в 1870-м был награждён серебряной медалью на Мануфактурной выставке за свои работы.
Дата и место смерти Лоренса неизвестны, есть лишь данные о том, что в 1870-80-е годы вместе с ним в фотоателье работал сын. Как сложилась его карьера и жизнь, информации нет.
А вот немец Альберт Фелиш портретной фотосъёмкой практически не занимался. Дело в том, что когда в 1860-е он открыл свою фирму в Петербурге (есть предположение, что перед этим он прошёл стажировку у Лоренса), конкуренция оказалась так велика, что Фелиш просто сошёл с дистанции и начал фотографировать город. В этом жанре состязаться было практически не с кем, особенно учитывая то, что пейзажная съёмка являлась более трудозатратной.
Фелиш нашёл какой-то свой подход к городской съёмке, потому что его фотографии стали быстро раскупать в эстампных и художественных магазинах.
Работы мастера оценили и представители профессионального круга: в 1870-м на Мануфактурной выставке его удостоили награды, а через два года Фелиш получил серебряную медаль на Политехнической выставке и благодарности Императорского двора за фотосъёмку дворцов.
Потом фотографу доверили съёмку торжеств в честь 200-летнего юбилея со дня рождения императора Петра I, включая главное событие праздника — торжественный молебен на Сенатской площади.
Виды Петербурга авторства Фелиша можно было приобрести на фирменных бланках разного формата или купить сувенирные альбомы.
Альберт Фелиш умер в 1908 году. Сын Иван тоже занимался фотоделом и некоторое время был ответственным редактором издания «Фотографические новости», а в 1920-е годы уехал в Германию.
Почётный список первых фотографов Санкт-Петербурга был бы неполным без Карла Буллы. Благодаря его снимкам и снимкам его сыновей весь мир видел не только столицу России, но и основные события, которые происходили здесь. Буквально — историю в фотографиях.
Десятилетний Карл Булла приехал с родителями в Петербург в 1865 году из Пруссии. В нежном возрасте его устроили в компанию, которая производила фотооборудование, что и определило дальнейшую судьбу Буллы.
Глядя на даты, несложно догадаться, что вхождение в профессию Карл Булла начинал в период, когда в Петербурге было уже немало мастеров фотографии. В своё время они решали многие технические проблемы, занимались разработкой аппаратов, растворов, учились тонкостям съёмки. В последней трети XIX века техника совершенствовалась, приёмы фотографирования становились проще, а спрос на различные фотоматериалы неизбежно рос (ведь совсем скоро фотосъёмка станет массовым удовольствием).
Глядя на происходящее, Карл Булла основал фотографическую лабораторию на Невском проспекте, а в 1886 году получил разрешение на съёмку домов, людей, улиц и окрестностей Петербурга. Особенно ему удавалась репортажная съёмка.
В 1897-м он получил настоящую известность, когда его снимки начали появляться в журнале «Нива» (именно к этому моменту развитие полиграфии позволило печатать репродукции фото и текст одновременно). Другие издания, включая европейские, тоже стали публиковать фотографии Буллы. Это была настоящая слава!
То самое фотоателье Карла Буллы на Невском проспекте, 54, которое нам сегодня известно как музей, фотограф оборудовал в 1907-1908 годы (до этого в здании тоже находились фотоателье). За портретами сюда приходили все знаменитости и знатные люди.
Сам Булла на пике карьеры уехал в Эстонию, где и скончался в 1929 году. Он оставил огромнейшее наследие, которое поступило в ленинградский архив. Сегодня работы Буллы несложно найти в интернете, и их можно назвать самым настоящим учебником истории прекрасного города Санкт-Петербурга.
Читайте другие наши материалы в разделе «Влюблённым в Петербург»
Оставьте комментарий