Надо сказать, дворяне — что мужчины, что женщины — не очень охотно меняли привычные наряды во время петровских реформ. Дамское платье предполагало открытые плечи и руки, корсет и широкую юбку, которую зимой приходилось утеплять ватином. Наряды шились из тонкой ткани, и чтобы не замёрзнуть, девушки использовали различные аксессуары, хоть как-то закрывающие открытые части тела — например, накидки или платки. Что касается верхней одежды, то пышные шубы и телогреи, которые носили до этого, сменили более утончённые наряды, а на стыке XVIII и XIX столетий их ассортимент заметно расширился. Дамы поверх платья носили пелерины, короткие шубки, мантильи, редингтоны (полупальто), спенсеры (тёплые жакеты из сукна и бархата). Невысокие ботинки со шнурками или перламутровыми пуговицами оторачивались мехом.
Интересно, что представительницы высшего общества, приходя куда-либо с коротким визитом, не снимали верхнюю одежду и обувь, а если надо было задержаться, всё равно не раздевались до самого платья, оставляя пелерину, мантилью, шляпу и перчатки. Не всегда обязательно было носить очень тёплую одежду, поскольку в зимних экипажах и санях были утеплители из шерсти и мехов.
Отдельно стоит сказать о мехах. Писк моды на меховые шубы пришёлся на конец XIX века. До этого, напротив, тёплая верхняя одежда представляла собой крытые тканью или сукном шубы, а мех снаружи — это было что-то такое простолюдинское. Но всё поменялось, и петербурженки начали носить именно меховые шубы.
Меховая мода была очень строгой: в зависимости от возраста и социального положения дамы выбирался соответствующий мех. Молодым полагалось носить каракуль, заячью шубу или сибирскую белку, а женщинам старшего возраста уже можно было замахнуться на соболей.
Разумеется, меха были не всем по карману, но девушки находили доступные альтернативы: пусть не шуба, но хоть воротник, муфта или шапка из каракуля. Из этого составляли гарнитуры, и вместе с пальто выходило симпатично. Существовали и специальные траурные меха, одним из самых популярных был морской котик.
Стоили меха по-разному. Самыми благородными, тёплыми и дорогими являлись песец, соболь, лиса, горностай, куница. Дешевле можно было купить норку, барсука, белку. Случались и подделки, о которых писали даже в газетах Петербурга: мол, осторожнее, за ценный мех выдают кошек.
После революции от былой роскоши не осталось и следа. Во-первых, государство изымало тёплые вещи для армии. Во-вторых, денег у населения не стало, и носить приходилось перешитые по нескольку раз шубы. Искусственные меха появились позже, в середине XX века, и завоевали популярность, хотя грели мало.
Во время Великой Отечественной войны вопрос моды вообще не стоял, но вскоре после неё женщинам вновь захотелось наряжаться. Вспомнили про шубы: достать их было сложно, да и выбор ограничен — кролик, мутон, каракуль. Везли в том числе из Германии. Те, кто не мог финансово осилить шубу, шили пальто меховым воротником, а непременным аксессуаром к нему была меховая муфта, согревающая руки.
Муфты нарочно делали большими, чтобы в них можно было вместить какие-нибудь покупки. Ещё одной послевоенной модной фишкой стали шляпы, которые носили все независимо от возраста. Осенью — фетровые, чуть прикрывающие голову и за то прозванные «менингитками», а зимой — меховые, причём носить их следовало слегка набок.
Во второй половине XX века в СССР наблюдался бум на искусственные шубы, и Ленинград это явление тоже не обошло. Искусственный мех под кого угодно и какого угодно фасона — да это же просто сказка!
Конечно, модницы не задавались вопросами недостатков таких шуб, ведь было столько красивых вариантов.
Особенно граждан привлекала обещанная стоимость искусственного каракуля: планировалось, что он обойдется в десять раз дешевле натурального. Из искусственного меха делали и шапки, но некоторые барышни предпочитали самостоятельно связать головной убор.
В 1990-х в моде всё смешалось — интересная, но непростая эпоха неизбежно отложила на ней свой отпечаток. Если в тёплое время года балом правили джинса и кожанки, то зимой были популярны болоньевые куртки и дефицитные пуховики, окрашенные в разные цвета шубы из кролика, яркие (порой почти кислотные) капоры из ангорки, меховые шапки-кубанки.
Как известно, мода циклична: в последние годы мы видим то возвращение искусственных шуб-«чебурашек», то меховые шляпы, то те же пуховики и капоры, а у модниц по-прежнему одна задача: защититься от пронизывающих питерских ветров и сырости, но выглядеть при этом на все сто.