Новости

Аллегория «Северной эклектики»: как изменился архитектурный облик Московского проспекта с конца XVIII века?

В конце XVIII века, почти одновременно с главной улицей Санкт-Петербурга — Невским проспектом — возникла четвёртая по протяженности магистраль города — Московский проспект.

Общая длина проспекта составляет почти 10 километров. Если учитывать крупный пересадочный трёхстанционный узел, расположенный на Сенной площади, всего на Московский проспект выходят десять станций метро, относящиеся к четырём линиям. Рекордные цифры для Петербурга!

Предыстория

Современный Московский проспект ведёт свою историю от так называемого Московского тракта — дороги, тянувшейся через крупные торговые центры в Новгороде и Твери и соединяющей Северную столицу с Москвой (отсюда и название). В начале XVIII века на главных дорогах при въезде в Петербург были организованы сторожевые посты — заставы. Здесь проверяли грузы, багаж и документы пассажиров, взимали пошлины. Главная Московская застава изначально располагалась на месте Московских триумфальных ворот.

Подобные контрольно-пропускные пункты, или «рогатки» (подобие шлагбаума в допетровскую эпоху), находились в районе современной площади Победы и у подножия Пулковской горы. Несмотря на то, что заставы как таковые потеряли своё значение уже к началу ХХ века, память о них ещё живёт в городской топонимике. Так, исторический район между станциями метро «Московская» и «Звёздная» до сих пор носит название Средней Рогатки.

Первые постройки. Конец XVIII—первая половина XIX века.

Помимо важного транспортного значения с самого начала своего существования Московский тракт носил также статус царской дорогой, по которой августейшие особы направлялись в сторону Царского Села — знаменитой загородной резиденции семьи императора Российского государства. Магистраль получила одно из наиболее известных своих названий — Царскосельская дорога.

В период правления Екатерины II на 7-й версте Царскосельского тракта появляется первая значимая достопримечательность современного Московского проспекта — путевой Чесменский дворец, строительство которого было поручено Юрию Матвеевичу Фельтену.

Наибольшую известность Юрий Матвеевич приобрёл благодаря церковным постройкам. Ярким примером, совместившим лучшие черты творческого наследия Фельтена, стала церковь Рождества Иоанна Предтечи (или Чесменская), составившая своеобразный ансамбль с ранее названным Чесменским дворцом.

Внешнее убранство храма отражает черты переходного этапа в развитии русского зодчества, получившего впоследствии название национально-романтического. Пышное барокко постепенно уступало место строгому и лаконичному классицизму. Многие исследователи относят постройку к так называемому псевдоготическому архитектурному стилю (иначе, неоготический стиль или екатерининская готика), представлявшему собой гармоничный симбиоз русского барокко с ключевыми элементами европейской готики.

Стены храма украшает ажурный белокаменный орнамент, среди которого чётко выделяются вертикальные тяги и зубчатый парапет. На фронтоне над главным входом помещён праздничный барельеф с изображением трёх херувимов, расходящимися лучами и Всевидящим Оком Господним. Над фронтоном обозначилась готическая роза. Венчают храм устремляющиеся вверх остроконечные башенки, эффект усиливают стрельчатые окна. Взаимодействие православной и католической (европейской) традиции читается и в скульптурном оформлении храма.

Архитектура победы. Возвышенный образ XIX века.

16 октября 1838 года парадный въезд в город со стороны Москвы оформили Московские ворота. Идея возведения триумфальных ворот на этом месте возникла уже при Екатерине II, однако непосредственный повод к её воплощению появился лишь спустя полвека, когда русское оружие одержало сокрушительную победу в войнах с Персией и Турцией.

Проект ворот разработал один из основоположников русского ампира, архитектор Василий Стасов. По своей форме ворота отражают тенденции позднего этапа развития классицизма, когда широкое распространение получил ампир, столь любимый императором Александром I.

В 1936 году Московские ворота были разобраны и восстановлены только в 1959—1961 годах под руководством архитектора-реставратора Петровой. Несмотря на то, что многие детали оказались утрачены, ворота до сих пор являются прекрасным примером александровского ампира.

Триумфальную арку составляют два ряда колонн дорического ордера. Чёткие линии и выверенные размеры создают ощущение монументальности. Ощущение торжественности и величественности, заимствованных у французского прародителя (русский ампир сложился под влиянием французского после победы России над Наполеоном), заключено в горельефах фриза, украшенного аллегорическими изображениями гениев Победы.

Ключевым декоративным элементом всего скульптурного оформления стал щит — древний символ победы. Щиты в руках крылатых девушек, словно бусины, рассыпанные по всей длине фриза. Они соединены невидимой линией, ведущей глаз зрителя и задающей общий ритм композиции. Именно щит как символ рождает триумфальный образ памятника.

Фото: shutterstock.com

Самобытные черты русского модерна. Конец XIX—начало XX века.

Территория будущего Московско-Нарвского района (ныне территория Московского и Кировского районов) была включена в городскую черту после революции 1917 года. К тому моменту обширные участки по обе стороны от Московского шоссе занимало некогда крупнейшее по площади и числу занятых на производстве промышленное предприятие города — завод «Электросила». Вблизи заводской зоны формировались небольшие рабочие кварталы. Однако жилое строительство в районе бывшей Царской дороги началось значительно раньше. В конце XIX—начале ХХ века по всей протяженности Московского проспекта от Сенной площади и до территории завода «Электросила» появляются многочисленные доходные дома, чей архитектурный облик напрямую связан с таким самобытным явлением отечественного зодчества как русский модерн.

Русский модерн получил своё развитие благодаря появлению нового класса — буржуазии. Отечественная ветвь этого художественного направления во многом соответствовала западноевропейским версиям этого стиля. В декоре построек появились характерные асимметричные живописные композиции. Ведущую роль играл плавный, текучий ритм кривой изогнутой линии — главная черта в декоре фасадов и интерьера. Между тем, модерн на русской почве переживал переосмысление в народно-национальном ключе.

На углу Садовой улицы и Московского проспекта находятся два симметричных шестиэтажных дома. Вместе они составляют комплекс построек «Дома Вяземской» (1910—1911 годы, архитектор Хренов).

Фото: Наталия

Дома отличает достаточно сложное композиционное решение — пересечение модерна с элементами шатрового стиля, воплощенное в белом кирпиче с оранжево-красными пестрыми вставками. Угловые части домов выделены строгими в плане башнями, которые венчаются шатровыми завершениями. В качестве основного композиционного акцента выступает контраст массивных эркеров и легких кованых балкончиков. Эффект дополнительно усиливается за счет различных фактур, используемых в облицовке – характерная черта петербургского модерна.

Продолжение читайте здесь.

Текст — Ирина Бережнюк

Оставьте комментарий
Рекомендации