Новости

Петербург Бенуа: 9 мест, созданных представителями художественной династии

Фамилия Бенуа французского происхождения. Основателем рода в России был Луи Сезар Огюст Бенуа, живший в конце XVIII—начале XIX веков. Он сбежал из родной Франции в Россию из-за разразившейся в стране революции. Леонтий Николаевич, как называли его в России, служил главным кондитером (по другим версиям — метрдотелем) при дворе императрицы Марии Фёдоровны.

В России Леонтий женился на девушке немецкого происхождения Анне-Катерине Гропп. Они родили 18 детей, но семеро скончались, а из 11 выживших только пятерых женившихся сыновей считают продолжателями рода Бенуа.

Фото: rusmuseumvrm.ru
«Пять братьев Бенуа» М. Скотти, 1847 год. Слева направо — Юлий, Николай, Леонтий, Франсуа и Александр Леонтьевичи Бенуа.

Наиболее богатая семейная линия принадлежит седьмому сыну Леонтия Николаевича — Николаю Леонтьевичу, вырастившему пятерых детей. Например, его сын Александр Николаевич — художник, историк искусства и художественный критик, глава объединения «Мир искусства», а внуки — художники Евгений Евгеньевич Лансере и Зинаида Серебрякова.

Рассказать обо всех потомках Бенуа, внёсших вклад в развитие науки и культуры России, займёт много времени: по некоторым подсчётам, таких людей в истории семьи больше полусотни. Род Бенуа насчитывает множество архитекторов, художников, историков, скульпторов, литераторов.

Практически невозможно пройти по Петербургу, рассматривая его памятники, и не услышать упоминание фамилии Бенуа. Некоторые значимые места посетим вместе.

Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898)

Николай Леонтьевич являлся академиком и профессором Академии художеств в Петербурге, с 1850 года служил главным архитектором Петергофа. В Петербурге и пригородах он участвовал в создании более 20 зданий. Наиболее примечательные работы сохранились сегодня в Петергофе.

Готические конюшни

Улица Аврова, 2

Коней на этом месте в Петергофе (ныне на улице Аврова) содержали ещё тогда, когда Петербург только основался. Конюшни велел построить ещё Пётр I, чтобы перевести сюда животных из Нижнего парка. В 1846 году Николай I, как владелец летней резиденции в Петергофе, заказал Бенуа новый проект дворцовых конюшен на 330 лошадей.

Конюшни называют готическими за их внешний вид, напоминающий средневековые английские замки или храмы — в угоду императрице Александре Фёдоровне. Привлекательны не только шипастые фасады, усеянные башенками и фигурными окнами, но и главная жемчужина конюшен — манеж с деревянной стропильной системой. Также комплекс включал жилые дома для служащих, ветлечебницу, каретную, кладовые, сеновал.

Фото: Shutterstock

Крымская война ограничила финансирование, и Николай Бенуа так и не смог достроить к конюшням запроектированный бассейн для купания лошадей, перед входом в манеж так и не встали кони скульптора Клодта, а в главной башне не появились часы с колоколом.

Впоследствии конюшни использовали как госпиталь, санаторий и лечебницу. В начале 2019 года конюшни отреставрировали, вернули им исторический облик, раскрыли несколько исторических росписей. Помещения планировали отдать под детскую конно-спортивную школу.

Вокзал в Петергофе

Привокзальная площадь Когда строительство конюшен подходило к концу в начале 1850-х годов, Николай Бенуа, уже будучи главным архитектором Петергофа, получил ещё два заказа в городе. Один из них — проект железнодорожного вокзала.

Всё ещё вдохновлённый готикой молодой архитектор воплотил в проекте императорского вокзала уменьшенную копию католического храма в итальянском городе Орвието (в его реставрации в 1843 году участвовал Бенуа).

Фото: Shutterstock

Над путями перекинуты две стрельчатые арки, а над ними — готическая колоннада. Венчает комплекс высокая башня — тоже в стиле готики. Несмотря на всю романтичность архитектурного облика, здание вокзала подчинено сугубо утилитарным функциям, а все его помещения использовались для обслуживания вокзала.

Но и этот проект Бенуа не воплотил в жизнь до конца. Многие детали должны были быть отлиты из чугуна, но в спешке их сделали из дерева. Позже Бенуа просил выделить ему средства на завершение задумки, но чугунные шпили показались управлению не обязательными и даже затратными.

Фрейлинские корпуса

Дворцовая площадь, 7 (Петергоф)

Ещё один проект Николая Леонтьевича Бенуа в Петергофе — Фрейлинские корпуса. Это комплекс из двух зданий, построенных рядом с Большим Петергофским дворцом. Архитектор выполнил проект в стиле барокко, чтобы дома вписывались в комплекс императорской резиденции. Во Фрейлинских корпусах, как можно догадаться, летом останавливались фрейлины.

В 1988 году в одном из корпусов Фрейлинских домов открыли музей семьи Бенуа. Создать такое пространство предложил внук Николая Леонтьевича — Николай Александрович Бенуа, художник, работавший над оформлением постановок Театра Ла Скала.

Фото: Citywalls

Сегодня музей хранит множество архивных документов, фотографий, рисунков и писем, рассказывающих о династии Бенуа. Каждый желающий может проследить творческий путь того или иного представителя семьи.

Александровский сад

У ворот Адмиралтейства

К 200-летию Петра I, в 1872 году, городская администрация решила разбить сад на территории Адмиралтейского бульвара перед зданием Адмиралтейства (подробнее о нём KudaGo писал в подборке мест из произведений Пушкина). В саду высадили более 5000 деревьев, территорию оградили кованой решёткой, а для гуляющих построили укрытия от непогоды.

Кроме уже установленных в саду скульптур Геракла и Флоры, следующим украшением должны были стать три фонтана в створе трёх улиц, отходивших от Адмиралтейства. Но из-за проблем с подведением воды и высокой стоимости работ от идеи отказались.

Переработкой проекта занялся Николай Леонтьевич Бенуа. Также над проектом работали архитекторы Гешвенд и Мерц. Вместе они создали крупнейший на тот момент фонтан в Санкт-Петербурге. Иногда фонтан называют «музыкальным» или «танцующим», так как его струи могут менять напор в такт играющей в саду музыке.

Кроме фонтана Николай Бенуа работал над деревянной оранжереей и домиком для садовника.

Фото: Shutterstock

Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928)

Леонтий был третьим сыном Николая Леонтьевича Бенуа и, как и отец, стал архитектором. Он блестяще учился в Императорской Академии художеств, получал многочисленные награды за свои успехи, а позже вернулся в альма-матер в качестве преподавателя. Среди его учеников — Лидваль, Лялевич, Щусев и другие видные зодчие Петербурга и России.

В своём раннем творчестве Бенуа опирался на принципы деревянного строительства в стиле готика. Но с течением времени его работы всё больше уходили в сторону рационализма — стремления к лаконичности форм и функциональности архитектуры. Эти черты заметны, например, в облике дома Кавоса на пересечении Каменноостровского проспекта и Большой Монетной улицы. Это здание Бенуа построил для своего двоюродного брата Евгения Кавоса.

Фото: Citywalls

Леонтий Бенуа внёс значительный вклад в архитектуру Петербурга. До наших дней сохранились около 40 построек и памятников, в строительстве и реконструкции которых участвовал зодчий. Большую часть из них сегодня охраняют как государственные памятники. Ещё около 10 построек сохранилось в других городах России и мира, в том числе в Москве, Варшаве, Киеве, Дармштадте и других. Ещё 17 объектов до наших дней не сохранились.

Московский купеческий банк

Невский проспект, 46

В 1866 году в Москве 77 местных предпринимателей вложились в создание Московского купеческого банка. Финансовая организация поддерживала промышленность и к началу XX века стала вторым по величине активов частным банком в России. В разгар своего успеха банк решил построить новое здание для своего представительства в Петербурге. Проект дома на Невском проспекте заказали Леонтию Бенуа.

Дом № 46 считается самой ранней постройкой в стиле модерн на главной городской улице. Первые два этажа занимают панорамные окна, а между собой их разделяют простенки из валаамского гранита. Третий и четвёртый этажи украшают застеклённые эркеры. Но наиболее привлекателен керамический фриз, выполненный парижским предприятием Миллера. (В деталях и подробностях украшение дома мы рассматривали в прогулке по Невскому проспекту).

Кроме банка здание занимали магазины, ресторан, стоматологическая лечебница, страховые компании и многое другое. Таким же многофункциональным оно остаётся и сегодня.

Храм Лурдской Божией Матери

Ковенский переулок, 7

Почти 4000 французов жили в Петербурге вплоть до революции. Основным храмом, в который они приходили молиться, была Екатерининская церковь на Невском проспекте. Конечно же, её помещения были тесны для всего прихода.

Французское посольство в России высказывало идеи построить новый храм ещё в 1860-х. Для него выкупили участок неподалёку от Манежной площади, но православная общественность резко высказалась против. Тогда место для будущего храма нашлось в Литейном округе, подальше от центра.

К проектированию и строительству приступили только в начале XX века. За проект взялся Леонтий Бенуа. Первоначально он предлагал выстроить базилику в романском стиле в три нефа, с живописным входом и жилым домом для священника справа. Объёмы храма архитектор предложил облицевать кирпичом и природным камнем.

Однако когда проект был готов, в Петербурге завершилось строительство Троицкого моста. Подрядчик передал церкви большое количество неизрасходованного гранита. Это заставило Бенуа значительно переработать проект, но уже вместе с архитектором Марианом Перетятковичем. От трёх нефов с арками и окнами отказались, заменив их на единый свод с высокой башней-колокольней.

Храм действует до сих пор, а в середине прошлого века в нём даже провели капитальный ремонт. В 2019 году община отметила 110 лет со дня освящения церкви.

Фото: Citywalls

Корпус Бенуа

Набережная канала Грибоедова, 2

Имя Бенуа в самом центре города до сих пор носит один из выставочных корпусов Русского музея на углу Инженерной улицы и набережной канала Грибоедова. Однако вместе с Леонтием Бенуа над проектом работал архитектор Сергей Овсянников.

Корпус заложили в начале 1910-х годов, но достроить его удалось только в 1919 году — мешало бедственное финансовое положение. Изначально корпус называли Дворец искусств и планировали размещать в нём выставки работ различных художественных объединений. Но после революции, когда корпус Бенуа передали Русскому музею, в нём разместили постоянную экспозицию работ конца XIX—начала XXI века.

Фото: Shutterstock

Юлий Юльевич Бенуа (1852—1929)

Юлий Юльевич — племянник Николая Леонтьевича Бенуа (сын его младшего брата Юлия) и двоюродный брат Леонтия Николаевича. Он также выбрал для себя профессию архитектора, закончил Академию художеств. Юлий Юльевич специализировался на модерне и эклектике, проектировал утилитарные постройки, которые не уступали общественным и жилым зданиям, а также был видным специалистом в сельскохозяйственных и фермерских постройках.

По количеству работ он не уступал своему кузену: он спроектировал или участвовал в перестройках более 20 зданий в Петербурге. Среди особенно важных работ — дом графини Паниной (ДК железнодорожников на Тамбовской улице), здание Первого Российского страхового общества (совместно с Леонтием Николаевичем), здание пивомёдоваренного завода «Новая Бавария» на Свердловской набережной и другие.

Дача Бенуа

Тихорецкий проспект, 17

В конце XIX века участок на окраине Петербурга возле Муринского ручья арендовал архитектор Юлий Бенуа. За 15 лет для себя и своей семьи он спроектировал и выстроил полноценную ферму, которая позже получила название Сад Бенуа.

Главная постройка фермы — двухэтажный особняк с башней-каланчой. Для своей фермы Юлий Юльевич предусмотрел коровники для 200 породистых животных, водокачку, сараи и даже собственную лабораторию для обработки молока. Главным покупателем молочной продукции был Молочный завод, представительство которого находилось в доме на Моховой, 18, спроектированном также самим Юлием Бенуа. Ферма была известна на всю столицу. Её работники получали хорошее жалование и считались зажиточными.

Фото: Citywalls

После революции ферму национализировали, производство молока продолжилось, а на её территории также выращивали овощи. Ферма вошла в состав совхоза «Лесное». Сам Юлий Юльевич работал в Министерстве продовольствия РСФСР и занимался сельским хозяйством. В блокаду ферма продолжала работать, хотя многих её работников забрали на фронт. Овощи поступали жителям окружённого Ленинграда.

Во второй половине XX века главное здание фермы отдали под художественную школу. В 2001 году постройку уничтожил пожар, а в 2008 году огонь уничтожил здание коровника, в котором работал магазин. До 2014 года ферма простояла в руинах, пока территорию не расчистили под создание творческого кластера, который действует и сегодня. В него входит ресторан «Ферма Бенуа», школа Бенуа и административный корпус.

Братская работа

Дом трёх Бенуа

Каменноостровский проспект, 26-28, Кронверкская улица, 29, Большая Пушкарская улица, 37

Как мы уже выяснили, искусство и, в частности, архитектура в династии Бенуа — дело семейное. Так что не удивительно, что сразу три представителя этого рода поучаствовали в создании одного из крупнейших и благоустроенных домов Петербурга начала XX века.

Речь идёт о доходном доме Первого Российского страхового общества на Петроградской стороне, который сегодня называют «Дом Бенуа» или даже «Дом трёх Бенуа». В его проектировании и строительстве участвовали два родных брата Леонтий и Альберт Николаевичи и их двоюродный брат Юлий Юльевич. Также к ним присоединился архитектор Александр Гунст.

Проект дома утвердили в 1911 году, а в 1912 уже закончили первый этап строительства. Вторую часть (по улицам Кронверкской и Большой Пушкарской) завершили к 1914 году. Корпуса соединены обширной системой внутренних дворов — целый лабиринт из дворов-колодцев.

Гранит для облицовки главного фасада доставляли из Швеции. Изящность здания подчёркивают колонны и скульптуры. Въезд в главный двор-курдонёр украшает гранитная дорическая колоннада.

Фото: Citywalls

На момент постройки в доме насчитывалось 250 квартир. Для удобства жильцов действовали паровое отопление, лифты, электричество, телефоны. В доме располагались собственная прачечная, печь для сжигания мусора и снеготаялка.

Исторически в доме селились представители интеллигенции: профессора, художники, учёные, а также государственные деятели. Например, в разное время здесь жили композитор Дмитрий Шостакович, художник Константин Маковский, балерина Антонина Нестеровская, первый секретарь Ленинградского обкома Сергей Киров (его музей-квартира работает в доме), партийный деятель Иван Газа и многие другие.

Подробнее о доме трёх Бенуа читайте в нашей следующей рассылке «Влюблённым в Петербург».

Оставьте комментарий
Рекомендации