Новости

Вино и нитки: прогулка по Синопской набережной

Появление Синопской набережной на карте Петербурга связано с основанием Александро-Невской лавры в середине XVII века. Синопской она стала только в 1956 году, её переименовали в честь 100-летия победы Российского флота в Крымской войне. А до этого набережную называли Охтенской, Невской, Невско-Рождественской (по району Рождественская часть) и Калашниковской в честь пивоваренного завода (ныне часть завода «Ливиз»).

В XIX веке это место было важной экономической точкой, на которой размещался Петербургский речной порт со складами. Как и многие набережные в этой части города, накануне XX века Синопскую застраивали заводами и фабриками, следовавшими друг за другом вдоль Невы.

Фото: pastvu.com
Набережная в 1931 году, в районе домов № 46-50

Удобной для прогулок Синопская набережная стала только в 1958 году, когда здесь обустроили тротуары, а вдоль них установили металлические перила с гранитными тумбами. Ещё через семь лет Синопскую было совсем не узнать: от реки Монастырки и почти до Большеохтинского моста набережную освободили от старых амбаров, оснастили спусками к воде, убрали порт, надёжно одели в гранит.

Пройдём по Синопской набережной от места слияния Монастырки с Невой до Большеохтинского моста. Кстати, об Александро-Невской лавре, которую огибает Монастырка, мы рассказывали во время нашей прогулки по Обводному каналу.

Что смотреть?

Сразу после реки Монастырки набережная пересекается со въездами на мост Александра Невского. Он построен в 1965 году и на момент открытия до 2004 года оставался самой длинной переправой Петербурга.

После открытия, для подтверждения крепости, по мосту прошла танковая армейская колонна. Однако уже через два года из-за ошибок строительства и проблем с гидроизоляцией переправу пришлось закрыть для машин, по ней ходили только троллейбусы.

В разрушающемся состоянии мост простоял ещё пять лет, когда в воду рухнул 700-тонный противовес, поднимающий левый пролёт при разводке. Тогда переправу закрыли полностью, а для горожан запустили паромное сообщение.

Реконструкцию завершили в начале XXI века. По задумке проектировщиков, мост Александра-Невского вместе с одноимённой площадью и гостиницей «Москва» должны были составлять единую композицию. Однако после реконструкции отель явно стал выделяться современным дизайном, что нравится не всем местным жителям.

Пройдём по набережной, пока слева не начнут появляться доходные дома. Жёлтое здание под № 28 — доходный дом Трофимова. Купец построил его в первой половине XIX века, здесь же жил с семьёй, здесь же держал лавку, в которой торговал мешками, верёвками и другими нужными в хозяйстве вещами. Десять комнат на двух этажах занимал трактир, в подвалах торговали вином и пивом. Для туристов любят упоминать, что у Трофимовых останавливался молодой поэт Некрасов перед поступлением.

Ещё одна городская легенда гласит, что в квартире № 13 этого дома снимали знаменитую сцену из фильма «Брат». Ту, в которой Данила покупает ружьё у деда за «долларии». Правда, подлинность этой истории проверить трудно.

Пройдём ещё на четыре дома вперёд до розового здания. В небольшом на вид угловом доме (доме Кошмакова) с середины XIX века кипела жизнь: вплоть до революции здесь располагалось множество торговых лавок и общественных помещений — портерная лавка, погреб виноградных вин, парикмахерская, фельдшерская, бани, молочные, рыбные, мясные и зелёные лавки.

Фото: citywalls.ru

После революции дом стал жилым, а часть отдали под детские сады. Но в 1978 году в одной из квартир взорвался газ. Очевидцы говорили, что не обошлось без жертв — якобы погибло два человека. После происшествия дом стоял в разрушенном состоянии вплоть до конца 90-х годов. Сегодня отреставрированное здание занимает ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

Фото: pastvu.com
Дом в 1993 году

К 1917 году территория дома Кошмакова относилась к Борисоглебской церкви, которая чуть меньше века простояла на Синопской набережной. Её построили в честь спасения императора Александра II во время покушения в 1886 году — тогда пуля террориста пролетела над головой государя. Деньги на строительство храма собирало береговое купечество.

В 30-х годах храм закрыли, помещение использовали под завод по производству комбикорма, а в 1975 году религиозную постройку полностью снесли. Теперь на месте церкви находится автостоянка, однако РПЦ планирует воссоздать храм по архивным чертежам на соседнем участке.

Здесь же, но на противоположном углу проспекта Бакунина, уже почти 190 лет стоит подворье Валаамского монастыря. До 1832 года монахи жили в городе (что им очень не нравилось), в Малой Коломне, в купленном казной доме. Но содержание 12 человек братии оказалось слишком дорогим, поэтому подворье вернули на Валаам.

На помощь пришли купцы по фамилии Караваевы. Они подарили монастырю место на берегу Невы, на нынешней Синопской набережной. На участке по проекту архитектора Очакова построили часовню с плоским куполом и дорическим порталом. При ней до прихода советской власти жили шесть монахов. Сегодня это всё ещё действующая часовня, а подворье переехало на Нарвский проспект, 1.

Фото: citywalls.ru

Издалека на набережной заметны полосатые трубы ТЭЦ. Это историческая промышленная территория бывшей электростанции «Гелиос», начавшей работу ещё до революции. Нынешняя теплоэлектроцентраль питает Центральный район.

Фото: pastvu.com
Угольный склад Центральной ТЭЦ, 1925—1935 годы

По соседству находился тот самый Калашниковский пивоваренный завод, который дал имя всей набережной в конце XIX века. Комплекс зданий не сохранился.

Фото: citywalls.ru

Тему производства алкоголя на этом участке набережной продолжает Казённый винный завод Министерства финансов, а ныне — завод «Ливиз». На месте старых винокурен, в разгар экономических реформ Витте, в 1897 году построили мощный ликёро-водочный завод. Он получил статус поставщика № 1 для Императорского двора. Однако проработал недолго: в Первую мировую войну работа была остановлена, а к прежнему производству удалось вернуться только после отмены сухого закона в 1923 году.

В годы блокады «Ливиз» производил спирт и водку, которую поставляли в госпитали и на фронт. Также здесь работал витаминный цех, на котором делали хвойные витамины, спасавшие здоровье ленинградцев в тяжёлое время.

Во времена перестройки завод ударился в тяготы банкротства и ликвидации. Аукционы по продаже построек и земли продолжаются до сих пор.

Фото: Avleon

Отвлечёмся от промышленной темы и полюбуемся рядом доходных домов и хозяйственных построек, которыми владели купцы и богатые петербуржцы. Первый по-современному отремонтированный двухэтажный домик под № 66 — особняк и хлебные амбары светлейшего князя Грузинского. Особняк главы кахетинского грузинского царского дома украшают мансарды и четыре балкона. Однако это не подлинная историческая постройка, а новодел — здание 1887 года снесли и выстроили заново с сохранением исторического облика в 2010-х годах. Заказчик и вовсе планировал объединить все постройки на участке в шестиэтажный дом, но изменившееся законодательство не разрешило этого сделать.

Особняк в 1974 году
Фото: citywalls.ru

Следующий — дом Караваевых (1810 год), тех самых купцов, подаривших участок подворью валаамского монастыря, о котором мы говорили выше. За ним — дом Потираловского, почётного гражданина Петербурга, купца, занимавшегося продажей хлеба. Дом был богато украшен и считался одним из самых роскошных на набережной. Потолки были искусно расписаны, стены оклеили дорогими обоями, а карнизы украшала лепнина. Интерьеры частично сохранились и сегодня.

Дом Караваевых после ремонта
Фото: citywalls.ru
Дом Караваевых в 1900-х годах
Фото: citywalls.ru

Последний и самый высокий — доходный дом Михалёва, ещё одного хлеботорговца. Купец приобрёл жилой дом в 1879 году и владел им до революции. За это время он перестроил здание до неузнаваемости: сделал четырёхэтажным, в парадной украсил лепниной потолок, а мозаикой пол, в квартирах появились камины и паркет. Сам хозяин занимал две квартиры, пользовался четырьмя ледниками, двумя каретными сараями и конюшнями. Другие хозпостройки сдавал в аренду.

Фото: citywalls.ru

После дома Михалёва начинается комплекс построек, относящихся к Невской бумагопрядильной мануфактуре. Это не только промышленные здания, но и некогда жилые дома, построенные на средства товарищества предприятия.

Основателем крупной фабрики был барон Людвиг Штиглиц. Он выкупил участок в 1820-х годах и уже через 10 лет запустил предприятие по производству пряжи разных сортов. Спустя ещё 15 лет рядом заработала похожая фабрика, открытая сыном барона, а в 1888 году «соседкой» стала Ниточная мануфактура Половцовой, одна из немногих во всей империи.

Фото: citywalls.ru

Позже все предприятия вошли в английский ниточный трест, а в советские годы (в 30-х годах) их объединили в Прядильно-ниточный комбинат имени Кирова.

Комплекс так прижился на панораме набережной, что три трубы фабрики в народе прозвали «Вера», «Надежда» и «Любовь». В 2010 году, несмотря на охранный статус, две трубы были снесены. Денег хватило только на ремонт трубы «Любовь», но позже не стало и её.

Сегодня историческое красно-кирпичное здание на берегу Невы обрастает современными пространствами и ресторанами. Одно из самых известных — бизнес-центр Bronka Space.

Синопская набережная завершается возле красивейшего Большеохтинского моста. Полюбоваться переправой и продолжить прогулку можно с помощью нашего маршрута по Свердловской набережной.

Оставьте комментарий
Рекомендации