Маршрут первой части начался от 2-й—3-й линий В.О. Последней точкой была арка дома № 41 на 10-й линии В.О.
Спускаемся к Среднему проспекту В.О. и сворачиваем в проход между домами № 36 и 38 11-й линии. Кстати, если верить городским СМИ, примерно на этом месте в будущем может появиться ещё один вестибюль станции метро «Василеостровская». А пока что здесь стоит несколько исторических типовых зданий из XIX—XX веков.
Проходим дворами и выходим из арки дома № 29 на 12-й линии. Посмотрим наверх и увидим нарядный фасад с белыми колоннами, ажурные решётки балконов, богатую лепнину и атлантов под самой крышей. Кажется, что дом построен ещё при императрице Елизавете. Но архитекторы-художники Претро и Серафимов лишь вдохновлялись стилем барокко, когда в 1911 году строили доходный дом Смирнова. Почётный гражданин Петербурга выкупил здание у семьи графов Бенигсенов сразу после постройки.
Фамилия последних фигурирует и в истории соседних зданий. Нынешний комплекс домов № 31, 33 и 35 в XVIII веке являлся единым владением. Сначала оно принадлежало придворному музыканту Маснеру, затем архиепископу Красовскому, который передал земли римско-католической коллегии. В начале XX века по заказу графа Бенигсена участок застроил архитектор Курзанов. Он возвёл три крупных симметричных секции доходного дома, которые заняли целый квартал. Общая длина фасада превышает 100 метров. Границы дома обозначают шатровые башенки на крыше, а центр комплекса — нарядный эркер.
До революции в доме жили художник Исаак Бродский, энтомолог Михаил Римский-Корсаков (сын знаменитого композитора), географ Эмилий Лесгафт (племянник учёного Петра Лесгафта), математик Павел Сомов. Часть помещений занимала Община художников.
Дальше на 12-й линии находится настоящая редкость для исторической архитектуры Васильевского острова и Петербурга в целом — особняк Бремме, один из двух сохранившихся деревянных домов острова. Здание, построенное в первой половине XIX века, пережило революцию и Великую Отечественную войну.
Историки рассказывают, что до начала XIX века на пустыре за домом находилось несколько деревянных построек с приусадебными парками и садами. В начале прошлого века братья Бремме застроили территорию кирпичными корпусами химического завода. Фабрику снесли в 2006 году.
Деревянный домик для владельцев завода выстроил архитектор Карпович. Особняк украшали майоликовые панно, которые изготовил выдающийся художник Ваулин. С 70-х годов украшения перенесли в Музей истории Ленинграда. Сегодня они выставляются в экспозиции музея «Керамарх» в Петропавловской крепости. В конце 30-х годов фабрика Бремме стала витаминным заводом, а в самом особняке в годы блокады работала известная на весь город витаминная аптека. Сегодня обветшавшую историческую постройку не первый год грозятся снести для нового строительства.
У особняка Бремме пересекаем улицу и сворачиваем во дворы между домами № 50 и 56. Проходим к арке дома № 63, доходного дома Аляева 1909 года постройки. Сразу за углом слева начинается обширный комплекс зданий Французского благотворительного общества. После наполеоновских войн в этой части Петербурга селилось множество французов. В 1817 году было организовано общество, которое помогало своим землякам. На 14-й линии выстроили больницу святой Марии Магдалины, в которой помогали неимущим французам. Здесь же, между 13-й и 14-й линиями, работал приют для бедных выходцев из Франции, католическая каплица и богадельня.
Больница действует и сегодня, теперь здесь помогают больным детям. А вокруг здания приюта не первый год бушует градостроительный скандал. Центральный корпус возвели в 1887 году. Спустя век здание бросили из-за аварийного состояния. В 2002 году дом выкупили, а спустя три года владелец снёс историческую постройку. На месте памятника планировали построить гостиницу и даже возвели часть новодела, но из-за финансовых проблем стройку заморозили.
Справа от комплекса больницы выделяется высокое здание с ярким фасадом. Это доходный дом Корнилова. До его появления здесь в 1902 году участком владели сначала учитель английского языка в Морском кадетском корпусе Руммель, затем придворный камер-музыкант Габерцетель, а потом уже землю выкупил подрядчик строительных работ Корнилов. Это был первый дом, который дореволюционный бизнесмен построил для себя по проекту архитектора Красовского.
Здесь Корнилов прожил вплоть до революции, владея при этом домами на Малом проспекте П. С., Среднем проспекте В. О., на Клинском проспекте и на 15-й линии В. О. Одним из первых жильцов этого доходного дома был художник Игорь Грабарь. До революции его соседями были академик Вернадский и искусствовед Далькевич.
Буквально напротив дома Корнилова стоят ещё два интересных здания. Под номером 44 находится доходный дом, настолько рядовой, что даже не сохранил имени своего владельца. Однако простоту восполняет необычный фасад: прямые линии и кирпичная кладка обрамляются белой и синей глазурованной плиткой. Яркие штрихи создают впечатление, что фасад дома выпуклый.
Рядом, под номером 42, стоит дом Алексеева, построенный в первое десятилетие XX века. В 70-х годах местные называли маленький сквер между ним и домом № 40 «Щукин двор» из-за пожилой женщины по прозвищу Щука, которая ухаживала за садиком и гоняла ребят. Попасть в него можно было пройдя по узкой подворотне. Сегодня этой местечковой достопримечательности уже не существует, зато сохранился тихий зелёный двор.
Проходим по Неманскому переулку и выходим на 16-ю и 17-ю линии. Ближайшие территории между Малым и Средним проспектами сегодня занимают современные жилые комплексы, выстроенные на бывших фабричных территориях.
Напротив них, ближе к Малому проспекту, на 16-й линии, 67, стоит не самый примечательный трёхэтажный каменный домик. Особенный он своей воодушевляющей историей. Это дом крестьянина Пальгунова. На соседнем участке стоял деревянный дом, в котором жил крестьянин. Он усердно работал извозчиком, брал подряды на ломовой извоз. И в начале XX века разбогател настолько, что заказал у чертёжника Мокина проект каменного дома. Здание он пристроил к своей деревянной лачуге, которая не сохранилась.
К 2010-м годам дом начал разрушаться, в городе заволновались, что его снесут. Однако постройку отреставрировали и воссоздали в прежнем виде обрушившийся от старости балкон на третьем этаже.
Возвращаемся к Неманскому переулку. Из него видна гимназия № 11. Сворачиваем в арку соседнего дома № 32, огибаем флигель и выходим в широкий внутренний двор, в котором спрятался доходный дом Лесли. Это жёлтое здание также дворовая жилая постройка, которая принадлежала жене генерал-майора Лесли в конце XIX века. Широкий эклектичный фасад выделяется эркерами с навершиями и круглыми окнами под самой крышей. Если удастся мирно попасть в парадную, полюбуйтесь игрой света в необычной расстекловке круглой рамы.
Проходим по двору левее дома Лесли и ориентируемся на высокую красно-кирпичную трубу. Это комплекс бань для неимущих, построенный в 1905 году. Здание не меняло своего назначение на протяжении всего прошлого века. Помыться здесь можно и сегодня — теперь это банный комплекс «Нептун».
С 18-й—19-й линий виден голубой бетонный забор. За ним скрывается Музей городского электрического транспорта. Завершить прогулку можно экскурсией по трамваям, троллейбусам и конкам.
Комментарии к «Сквозные дворы Васильевского острова: как пройти и что посмотреть. Часть 2»