Новости

Толкучий Петербург: история барахолок

Вскоре после основания Петербурга, когда людей в городе становилось всё больше, начали появляться и рынки. Тогда их называли «толкучими» или «толкучками» — с этимологией этих слов всё понятно, потому что народ действительно толпился и толкался в одной куче, где и торговали, и торговались, и приценивались, и покупали. Самым первым толкучим рынком был Татарский табор, а вот прародителем современных барахолок и блошиных рынков в Петербурге считается Ново-Александровский рынок.

Главная барахолка Российской Империи

Ново-Александровский рынок построили в 1867 году на месте бывших винных складов, а до этого — дома кожевенного фабриканта. Он занял неправильный четырёхугольник, сторонами которого были Садовая улица, Вознесенский проспект, Фонтанка и Малков переулок (сейчас это переулок Бойцова). Возвели рынок по проекту архитектора Александра Бруни, и вышло так, что он изначально был предназначен для покупателей без особого достатка. Приезжали они в основном с окраин города.

Фото: masterart.ru

В двух огромных корпусах насчитывалось около 800 торговых точек. Продавали и новое, но всё же большую часть составляли разнообразные подержанные вещи. И они находили своего покупателя! Здесь можно было купить ношеные платья и штаны, матрасы, ретромебель из красного дерева (зачастую её ремонтировали тут же), посуду, раритетные издания (иногда ради таких книг толкучку посещали даже учёные). В проезде с Садовой на Фонтанку торговали железными трубами, котлами, а некоторые слесари так хотели выпить, что готовы были расстаться со своими инструментами. Продавали и краденое — кусочки свинцовых труб, например.

Пирожки, булки, колбаса, водка (но тайком), сбитень из огромных медных баков, покрытых одеялом для сохранения тепла, — всё это тоже было доступно и посетителям, и самим торговцам. Рынок напоминал живой организм, где с утра до вечера кипела и бурлила жизнь. И всё, что невозможно было отыскать в магазинах Петербурга, точно находили на Ново-Александровском рынке.

Фото: pastvu.com

Но в 1932 году толкучка дожила последние дни: все строения снесли, а на их месте построили Дом лёгкой промышленности и студенческие общежития. На тот момент никто не задумывался о том, что здание рынка может представлять какую-либо архитектурную ценность. Зато в 2019-м во дворах общежития Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета раскопали...подвалы того самого Ново-Александровского рынка. Археологи нашли кое-какие артефакты: весы, посуду, бутылочные стёкла, дверные ручки и даже кость человека, но не настоящую, а с учебного скелета.

Что же стало с торговлей и торговцами? Они нашли своё место — сначала на Апраксином дворе, а позже на «Юноне» на юге города и на Удельном рынке на севере. На западный манер их стали называть блошиными рынками.

Как радиолюбители толкучку создали

Строго говоря, сам по себе рынок «Юнона» не считается блошиным. Его история ведёт начало с 1980-х, когда радиолюбители встречались на Краснопутиловской улице рядом с магазином «Юный техник» и обменивались радиодеталями. Так возник стихийный рынок выходного дня, который, кстати, называли по-старинному толкучкой. Торговали со складных столиков или стульев, а то и вовсе с земли, и основным товаром были электрические схемы, детали, телефоны, телевизоры и так далее.

Затем толкучку попытались легализовать — закупили, например, не только прилавки, но и специальный прибор, который проверяет работоспособность техники, а за вход стали брать совсем небольшую плату для благоустройства территории.

В 1992 году ярмарку «Юнона» открыли официально, и её ассортимент начал постепенно расширяться: кроме техники здесь начали торговать одеждой и обувью, мелочами для дома, сантехникой, игрушками, спортивными товарами, часами, продуктами...Одним словом, всё, как на обычном рынке. Но есть у «Юноны» и неофициальная часть — барахолка, и вход на рынок начинается именно с неё.

В выходные дни здесь, как и когда-то на Ново-Александровском рынке, можно найти абсолютно всё, и в первую очередь, конечно, редкие вещи советской эпохи. Значки, монеты, подстаканники, шахматы, игральные карты, посуда, книги, винтажные плёночные фотоаппараты, виниловые пластинки, портреты героев и бюсты вождей, керосиновые лампы — пожалуй, самые популярные товары.

Ценный раритетный товар можно купить за копейки, но ещё интереснее то, что продавцы готовы прочитать посетителям целую лекцию об этих вещах и погрузить в ретроспективу с головой.

«Уделка»: must see и must have

Железнодорожная станция «Удельная» и деревянное здание вокзала появились в Петербурге в 1860-е. Вскоре неподалёку начали вести торговлю жители окрестностей: по некоторым сведениям, уже тогда они встречали пассажиров в надежде что-нибудь продать. Город рос и развивался, в советские годы территория «Удельной» вошла в черту Ленинграда, появилось метро. Многие знали, что в этом месте можно купить редкие и дефицитные товары или продукты, однако официального статуса у рынка не было.

В 1990-е здесь построили торговые павильоны, а барахольщиков сместили за железнодорожный переезд, но это не смутило ни их, ни покупателей. К концу XX века «Уделка» превратилась в некий остров сокровищ и обрела невероятную популярность. Барахолка не просто вошла в топ туристических мест Питера, но и получила лестные отзывы от зарубежных изданий, а по версии Forbes, она входит в рейтинг 10 лучших блошиных рынков мира наряду с лондонским, нью-йоркским и берлинским.

Фото: vk.com

Удельный рынок стал социокультурным явлением: только в этом месте большого города сосредоточено столько интересных вещей и людей, которые создают неповторимую ностальгическую атмосферу.

В хорошую погоду по выходным рынок тянется на пару километров, а уж число предметов, которыми торгуют, наверняка может приблизиться к миллиону. Как рассказывают продавцы, на «Уделку» приходят не только туристы и горожане в поисках вещицы для интерьера, но и серьёзные коллекционеры, дизайнеры, искусствоведы и даже знаменитости (говорят, здесь бывали Фёдор Бондарчук и Кирилл Серебренников).

Часто люди находят и покупают за доступные деньги на рынке то, что в магазинах стоит очень дорого, а молодёжь нередко интересуется колоритными предметами советского быта. Торговцы признают, что для них работа на блошином рынке — не столько заработок, сколько общение и возможность поделиться знаниями с посетителями.

Кроме посуды, украшений, книг, монет, значков и прочих предметов на «Уделке» есть, конечно, и целые модные коллекции: питерские знатоки стиля часто наведываются сюда за винтажной одеждой. Чтобы найти что-то действительно ценное, надо как следует покопаться в громадах из футболок, блузок, бадлонов, платьев и брюк. Зато наградой может стать look примерно за 1000 рублей, который легко дополнить старинными украшениями, бисерной сумочкой или аксессуарами в стиле back to USSR.

Что интересно, многие продавцы — особенно пенсионеры — даже не знают, какими сокровищами они торгуют. Поэтому среди кучи старых книг у них находят серебряные столовые приборы или даже предметы мебели позапрошлого столетия. Так в Петербурге можно купить кусочек истории.

В ближайшее время стихийную торговлю за железнодорожным переездом планируют узаконить. Но остаётся открытым вопрос: получится ли это сделать, сохранив традиции?

Фото: vk.com

Ранее KudaGo рассказывал историю трёх петербургских рынков — Андреевского, Сытного и Апраксина двора.

Оставьте комментарий
Рекомендации