Новости

Вилла Рено. Картины прошлого

«По Морской преувеличенно прямо шёл от станции к заливу высокий человек в видавшем виды костюме, драном канотье, сиреневых носках, заштопанных кое-как разноцветными нитками (носки, впрочем, были почти не видны), с изящной тростью, с коей обращался он точно заядлый бретер со шпагою, заученными движениями при каждом шаге выворачивая её легким рывком вперёд и вбок. Шёл он неторопливо, спешить было некуда». Так начинается роман Натальи Галкиной о вилле Рено, в котором туман над её прудами становится порталом, через который можно проникнуть в наше время из прошлого. Из того прошлого, когда состоятельными петербуржцами были построены в Келломяках (современное Комарово) дачи, каждое лето наполнявшиеся родственниками, друзьями, арендаторами и гостями арендаторов.

Так выглядели пруды виллы

В самом начале ХХ века открылась станция «Келломяки» Финляндской железной дороги, и её появление привело к буму дачного строительства. Станция находилась в центре только что размежёванного дачного поселка. Улица, которая вела от станции вниз к заливу (или морю, как его тогда называли), была названа Морской. Где-то на полпути от железной дороги к морю начинался крутой спуск, который напоминал о тех незапамятных временах, когда древнее Литориновое море захватывало гораздо большее пространство суши.

Железнодорожная станция «Келломяки»

В 1907 году Иван Иванович Чижов, купец 2-й гильдии, владелец оружейных магазинов на Литейном начал один за другим выкупать участки по Морской улице за Большим проспектом (параллельным железной дороге). К 1910 году он уже владел обширной территорией по чётной стороне Морской, наверху на литориновой террасе и внизу за ней, а также двумя участками напротив, по нечётной стороне, прямо на склоне обрыва.

Тот самый «обрыв», ведущий к Финскому заливу
Прогуливающиеся по «Морскому обрыву» дачники

Дача Чижова стояла на углу Большого и Морской, но архитектурными изысками не отличалась — это был простой двухэтажный дом, просторный и добротный. А вот парк заслуживал особого внимания. Он был разбит на двух уровнях. Наверху от Морской улицы его отделяла красивая чугунная кованая ограда в виде «пламенеющих копий» с воротами и калиткой, как бы оплетёнными диковинными лианами. В глубине участка в продолжение дорожки, ведущей от дачи, начиналась каменная лестница. Она подводила к каскаду прудов, которые питались из родников, бывших здесь в изобилии. В нижней части парка были проложены дорожки к прудам и фонтану неподалёку от Морской улицы. Дальше, в глубине участка, был ещё один небольшой круглый пруд со скамьёй у склона оврага, облицованного камнями. Дорожка вела к самому большому пруду с островом уединения.

Морская улица

«Чижовский парк» упоминается в дореволюционных воспоминаниях и запечатлён на старых фотографиях. «Открыточным видом» стала перспектива Морской улицы с классической беседкой-ротондой на самом краю высокого уступа. С неё открывался вид на «море», корабли и Кронштадт с блестящими на солнце золотыми куполами Кронштадтского собора.

Беседка дома Чижова
Фонтан Чижова

В 1917 году Чижов продал участки Анатолию Эмильевичу Рено, совладельцу (вместе с братом и женой) гостиницы «Франция» в Петербурге по Большой Морской, 6. В Келломяках он решил устроить пансион для отдыхающих: такие пансионы пользовались большой популярностью у жителей Петербурга, которые не имели возможности или желания купить или снять дачу. Управляющей пансионом стала сестра его жены, Ванда Фёдоровна Орешникова. После революции Рено уехали из Петрограда, но пансион, оставшийся на территории теперь независимой Финляндии, по-прежнему работал и пользовался большой популярностью. В работе матери помогали две подрастающие дочки — Мария и Татьяна. Вокруг молодых барышень всегда было много поклонников, но выбор всё же был сделан. Мария вышла замуж за художника Владимира Щепанского, который остался в Келломяках после революции, а Татьяна стала женой Владимира Павлова, сына нобелевского лауреата, физиолога Ивана Павлова. Павловы жили в Ленинграде, но каждое лето, а иногда и зиму приезжали к родственникам в Келломяки.

Справа ворота виллы Рено

Приезжали они, правда, уже не на виллу Рено, а в другой дом неподалёку. Вилла была продана в конце 1920-х финской семье Аарва. Лемпи Аарва продолжила содержание пансиона, вот только под другим названием — «Юркянне» (в переводе с финского «обрыв»). Упоминания о нём есть в рекламных проспектах 1930-х годов: «Пансионат „Юркянне“ (почтовый адрес — Келломяки, телефон 20) расположен на возвышенности, в сосновом лесу. 5 минут от ж/д станции и автобусной линии. Открыт с 15 июня по 15 августа. Имеется 6 номеров и 10 спальных мест. Имеется электроосвещение, пианино, радио, граммофон, W. C., сауна, гараж. 5 минут до берега Финского залива, возможна рыбалка. Есть теннисный корт».

Семья Аарва

После Второй Мировой войны территория виллы Рено с сохранившимися дачами пансиона стала использоваться в качестве выездного детского сада одного из подразделений Министерства обороны СССР. С 1990-х детсад прекратил своё существование, дачи горели, беседка-ротонда была разрушена, чугунная решётка украдена. В 2001 году объект «Дача» на территории виллы Рено был признан памятником культуры федерального значения.

Вилла Рено в 80-е годы
Вилла Рено в 80-е годы

В середине 2000-х годов территорию разделили на две части. Верхний участок был продан частному лицу. Новый владелец восстановил дачу к лету 2019 года. Участок внизу с каменной лестницей и всеми прудами вошёл в территорию памятника природы, особо охраняемой природной территории регионального значения «Комаровский берег». От Морской улицы по территории бывшей виллы Рено начинается экологический маршрут с информационными стендами, деревянными настилами, скамейками и беседками. Из сооружений виллы Рено, кроме системы каскадных прудов и каменной лестницы, осталась недавно расчищенная чаша фонтана у Морской улицы.

И снова из романа: «Туман деловито взбирался на крутые, уходящие ввысь обрывистые склоны с высоченными соснами, превратившими ручейный овраг в ущелье; он проследовал первую запруду, десять нижних ступеней лестницы, пустой пролёт, заросли ивняка и одичавшей чахлой сирени, три верхние, мхом и вековечной палой травой листвой покрытые ступени, […] он слизнул остаток решётки с пламенеющими копьями и чугунными листьями, покрытыми патиной, нелепо стойкий последний фонарь у ворот, ворота, руину угловой беседки, двинулся к верхнему шоссе, железнодорожному полотну, к верхней части посёлка, обращённой к Хаукиярви, переименованному в Щучье озеро».

Адрес виллы Рено: пос. Комарово Курортного р-на Санкт-Петербурга, ул. Морская, д. 8.

Железнодорожная станция «Комарово» по Финляндской железной дороге.

Рейсовый автобус № 211 от станции метро «Чёрная речка», остановка «посёлок Комарово», Морская улица.

Что стоит посмотреть еще: — Проект «Старые дачи» —здесь вы найдете уникальные фотографии дач в Комарово; — «Галерея, посвященная виле Рено» — еще больше архивных фотографий и исторических свидетельств; — Проект «Зеленогорск СПб: История и современность» — экскурсии и истории по Зеленогорску

Оставьте комментарий
Рекомендации