Государственный драматический театр «На Литейном» появился в Петербурге ещё в 1909 году и с самого начала актёры и режиссёры не стеснялись ставить на сцене самые разные эксперименты. В том здании, где когда-то был конный манеж Шереметьевых, зарождалась новая театральная религия, главным божеством которой было искусство и ничего больше.
Бунтари своего времени, а по совместительству талантливые прозаики, Надежда Тэффи, Аркадий Аверченко и Фёдор Сологуб много писали специально для постановок на этой сцене. Декорации создавали не просто выдающиеся художники, а, например, Кустодиев, Билибин и другие представители содружества «Мир искусства». Михаил Фокин и Всеволод Мейерхольд получали свой первый режиссерский опыт на этих подмостках. А Дмитрия Шостаковича настолько очаровал театр, что из зрителя в очень скором времени он превратился чуть ли не в штатного композитора. Театр «На Литейном» словно магнитом манил к себе самых интересных творцов эпохи, и немногие петербургские театры могут похвастаться столь высоким к себе интересом.
Революция внесла в работу театра свои коррективы. Разумеется, никакой творческой свободы там не осталось и в помине, а в здании на Литейном, 51 обосновалась кучка безликих театральных коллективов. Хотя даже в ту смутную пору несколько трупп все-таки успели оставить свой след в театральной жизни города. Во время войны зданию не повезло: оно было частично разрушено, восстановительные работы заняли без малого 10 лет. В 1956 году Литейный театр открыл свои двери для ленинградского зрителя, а спектакли шли в исполнении труппы Г. Гуревича, которая называлась «Театр драмы и комедии». Дух свободы, витавший тут с самого основания, кажется, начал возрождаться вновь. Провокационные постановки отменяли и запрещали, но так как времена «оттепели» позволяли многое, все выходки коллективу сходили с рук.
Сегодня, кажется, театр «На Литейном» обрёл и былой дух, и свободолюбие. Более того, помимо основной сцены, в распоряжении труппы есть экспериментальная площадка, на которой можно увидеть подчас весьма смелые постановки. Единственное, чем отличается эта площадка от основной, — ценами на билеты, они стоят в два раза дешевле, чем на основную площадку. Творческие находки, выработанные труппой, активно используются в новых постановках, благодаря чему театр идет в ногу со временем и уже успел поучаствовать во многих значимых театральных фестивалях по всему миру. А «Золотая маска», Государственная премия РФ и множество других почетных регалий — своеобразное подтверждение верности того направления, которое избрал для себя театр.
Отзывы о Театре «На Литейном»