Напоминаем, что у нас есть платные рассылки от редакции — «Влюблённым в Питер» для тех, кто любит архитектуру и историю Северной столицы, и «Живи интересно», в которой мы разбираемся в культурных феноменах. Вы можете еженедельно получать два новых материала, подписавшись на нашу платную рассылку на Patreon или Boosty. Каждую неделю вы будете получать от нас два новых материала.
Русский ампир в мире
Стиль ампир как финальный этап классицизма возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона произошло перерождение классицизма в официальный имперский стиль, который так и назвали: empire — «империя». Отличительная особенность ампира в архитектуре — обязательное наличие колонн, пилястр и лепных карнизов в сочетании с античными образцами скульптуры: например, грифонами, сфинксами, львиными лапами. Наверняка после этого вы вспомнили как минимум пару зданий, которые по всем признакам подходят под этот пышный стиль. И, скорее всего, вы не ошиблись в своих догадках.
В России
В России ампир сформировался в 1812 году и просуществовал до 1830-х—1840-х гг. При этом в рамках стиля произошло почти моментальное деление на московскую и петербургскую ветки: как по территориальному признаку, так и по внешнему виду зданий. Московский ампир был намного сильнее связан с национальными традициями: его фасады выглядят куда более строгими, холодными и помпезными по сравнению с ампиром Петербурга. Архитектурному ампиру предшествовал александровский (поздний) классицизм (1800—1812 годы), который в немалой степени наложил отпечаток на облик городов и причудливо смешался с пришедшим на смену ампиром.
Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси. Среди других представителей — архитекторы Осип Бове и Доменико Жилярди (именно они преобразили облик Москвы после пожара 1812 года), Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов и другие. В новых формах ампир вернулся к нам в советское время: с середины 1930-х до середины 1950-х годов большую популярность получил так называемый «сталинский ампир».
В Петербурге
Александровский, или поздний классицизм (предшественник русского ампира)
В этом стиле построены здание Горного института Императрицы Екатерины и знаменитый Казанский собор.
К позднему классицизму-предшественнику ампира также относится здание Большого театра, а также комплекс стрелки Васильевского острова с Ростральными колоннами и здание Адмиралтейства. Общие черты угадываются сразу: пышность украшений, монументальность строений и общий помпезный вид. Фасады разнообразны, но выдержаны в едином духе: чётко выстроенная композиция не позволяет деталям нарушить общий баланс.
Русский ампир
Продолжая александровский классицизм, ампир ещё больше усилил стремление к большим масштабам и парадности архитектуры. Любое из зданий того периода имеет строго симметричную композицию и милитаристскую символику: доспехи, лавровые венки, орлы. Триумфальные арки и памятные колонны становятся популярными декоративными сооружениями.
Главных представителей этого стиля вы сразу узнаете: это ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Михайловской площади с Михайловским дворцом, Александринской площади с Александринским театром. Монументальные формы и свободная игра с пространством сделали эти памятники архитектуры поистине выдающимися — во всех смыслах. Всё это создал Карл Росси (теперь уже не возникает сомнений, почему именно он стал самой знаковой фигурой этого стиля, правда?).
К 20-м и 30-м годам XIX века стиль перешёл в свою финальную фазу: постройки, созданные в эти десятилетия, принято относить к позднему петербургскому ампиру. Здания в этом стиле вы можете увидеть, прогуливаясь мимо Павловских казарм на Марсовом поле, Спасо-Преображенского и Троице-Измайловского собора, Нарвских и Московских триумфальных ворот. Всё это — дело рук архитектора В. П. Стасова, который, к слову, стал предтечей неорусского стиля XIX века.
Вишенкой на торте русского ампира стал кафедральный Исаакиевский собор, возведённый по проекту О. Монферрана. В облике преобладают простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр. Это добавило храму дополнительной монументальности и до сих пор заставляет прохожих с восхищением смотреть наверх, пытаясь где-то далеко-далеко в небе разглядеть бронзовых ангелов под куполом собора.
В Москве
В Москве период ампира ещё называют «архитектурой послепожарной Москвы», ведь дело происходило после победы 1812 года. Исторические события во многом повлияли на дальнейшее развитие градостроительства: военные мотивы, пафос победы — всё это отразилось в фасадах той эпохи. Именно ампирные постройки стали одной из визитных карточек «старой Москвы».
Самые «звёздные» представители столичного ампира — старое здание МГУ, Театральная площадь и здание Большого театра, Малый театр, Манеж, Триумфальная арка. Что касается университета, то здание сильно пострадало от пожара: в числе всего прочего сгорела библиотека, в которой находилось 20 тысяч томов. Именно Доменико Жилярди руководил восстановлением фасадов: постройка стала выглядеть ещё более внушительно и монументально.
Также в группу русского столичного ампира вошли усадьба Гагарина, дом-музей А. С. Пушкина (также известен как дом Хрущёвых-Селезнёвых), усадьба Усачевых-Найдёновых, особняк Волковых-Сорокоумовских, усадьба Лазаревых (посольство Армении), Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости, Первая Градская больница.
Но, пожалуй, самыми анти-помпезными (и потому особенно любопытными) образцами столичного ампира стали два дома, словно перенесённые в шумный мегаполис из старой сказки: дом П. А. Фёдорова (Малый Власьевский переулок, д. 5) и дом Г. А. Палибина (ул. Бурденко, д. 23). Оба здания — представители столичного деревянного ампира: узоры и рельефы живо напоминают каменные украшения великолепных дворцов, но удивительным образом соседствуют с крашеными досками и небольшими формами.
Комментарии к «Архитектура столиц: русский ампир»