Имя Александра Невского носят улицы, площади и храмы по всей стране, он является небесным покровителем Петербурга и Петрозаводска. Поскольку прижизненных изображений победителя немцев на Чудском озере не сохранилось, каждый художник, который брался за образ князя, ориентировался на собственный идеал военачальника и заступника Руси.
В 1877—1878 годах русский художник польского происхождение Генрих Семирадский взялся за заказ на несколько композиций из жития святого Александра Невского для росписи храма Христа Спасителя в Москве. Произведения на основе итальянских традиций эпохи Возрождения вызвали резкую критику со стороны художественного сообщества. Особенно противники Семрадского возражали против сюжета «Александр Невский принимает папских легатов», где князь представлен утопающим в роскоши властителем.
Красочный эскиз Михаила Нестерова в народном стиле, созданный для росписи стены церкви во имя Александра Невского в Абастумани, изображает легендарного князя на закате жизни в образе христианского подвижника. Тему выбрал сам художник. Княгиня, бояре, духовные лица и юноша-дружинник прощаются с защитником русской земли, который скончался в 1263 году в Городце.
Философ, поэт, писатель, художник, археолог и путешественник Николай Рерих подошёл к воплощению образа Александра Невского в своей неповторимой манере. В качестве темы он выбрал легендарную битву 15 июля 1240 года, в которой войска русского князя сокрушили шведа ярла Биргера и его людей. Рерих создал работу в плоскостной декоративной манере в качестве эскиза для мозаичного панно.
Картина Сергея Эйзенштейна с её впечатляющими батальными сценами, режиссёрскими находками и музыкой Сергея Прокофьева получила всенародное признание и вернула образ Александра Невского в общественный и культурный оборот в СССР. Сказанная экранным князем фраза «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» стала восприниматься как историческая цитата, но на самом деле такого высказывания в источниках не зафиксировано. Это строчка из Библии.
В 1942 году Рерих вновь обратился к образу князя-победителя. Он создал яркое полотно, на котором погружённый в думы Александр Невский осматривает поле боя на Чудском озере.
Николай Рерих, художник:
«Самые многочисленные враги земли русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа».
Этот портрет известен многим по иллюстрациям в школьных учебниках. На нём изображён непобедимый воин, опытный полководец, могучий государственный деятель. Картина писалась в суровое время, когда патриотическая тема с опорой на историю была более чем актуальна. Художник работал под грохот зениток, вдохновляясь миниатюрами из летописей. В качестве прототипа для портрета выступил Фёдор Шаляпин. Образ Александра Невского, созданный Павлом Кориным, печатали во фронтовых газетах, он стал символом противостояния врагу и в конечном итоге — Победы.
На картине запечатлён момент триумфа. Победитель ливонских рыцарей въезжает в город. Вокруг — ликующий народ. Пленные немцы плетутся у стремени князя.
Фраза героя Николая Черкасова из фильма «Александр Невский» (1938) послужила названием для полотна Сергея Присекина, которое ныне украшает парадную лестницу Большого Кремлёвского дворца. На гигантской картине (350 на 650 см) изображены более 150 персонажей, среди которых — рыцари, русские витязи и сам благоверный князь на белом коне и с развевающейся красной мантией. За эту грандиозную работу художник удостоился премии Ленинского комсомола.
Мастер реалистичной живописи Юрий Пантюхин облачил Александра Невского в доспехи и шлем, словно тот находится в преддверии битвы. На плечах молодого решительного полководца — красный плащ, символизирующий воинский подвиг и святость. За спиной князя — храм и русское воинство, готовое дать отпор врагу.
Живописец Павел Рыженко создал целую серию произведений на исторические сюжеты. Среди них особое место занимает авторская интерпретация событий Невской битвы 1240 года. Александр Невский изображён задумчиво чистящим свой меч после победоносной атаки. На первом плане — поверженный шведский флаг, потухшие свечи и вражеские ладьи, утыканные стрелами.
Оставьте комментарий