На сегодняшний день три самые дорогие картины всех времён и народов — «Спаситель мира» Леонардо да Винчи (450,3 миллиона долларов), «Алжирские женщины» Пабло Пикассо (179,3) и «Лежащая обнажённая» Амедео Модильяни (170,4). И если талант первых был признан ещё при их жизни, то это точно не случай Модильяни: он непрестанно бедствовал, не был понят и умер в больнице для нищих. Сегодня хочется поговорить о том, в чём ценность картин темпераментного итальянца и как на них смотреть.
Говоря об особенностях творчества Модильяни, очень важно подчеркнуть его знакомство со скульптором Константином Бранкузи и интересом к ваянию.
Около пяти лет художник пробовал себя на этой стезе, но в результате забросил: скульптура оказалась более затратным занятием, чем живопись. К тому же, мраморная крошка не шла на пользу больным лёгким.
Тем не менее, принципы работы с формой мастер (сознательно или не очень) перенёс из одного вида искусства в другой. Отсюда — невероятная скульптурность тел, которая отличает его произведения, делает их осязаемыми.
Произведения Модильяни сложно отнести к какому-то определённому направлению, но, пожалуй, ближе всего он был к экспрессионистам. Однако это деление очень условно. В его работах ощущаются явные отзвуки примитивизма, абстракции и традиционного африканского искусства. На его эстетику, кроме того, повлияли Анри де Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Поль Сезанн и Пьер Огюст Ренуар.
Интересными воспоминаниями в своё время делилась Анна Ахматова, которую с Модильяни связывала дружба.
Анна Ахматова, поэтесса:
«Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что всё остальное недостойно внимания».
И действительно: в манере художника изображать людей есть что-то от фресок долины Нила.
Главным жанром в творчестве Модильяни был портрет. При сильном желании можно, конечно, найти в его наследии и пару пейзажей, но это ничтожно мало по сравнению с сотнями человеческих изображений.
Амедео Модильяни:
«Человек — вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник».
Намеренная плоскость лиц, упрощённость форм, плавность линий, сознательное нарушение пропорций — таковы характеристики портретов Модильяни. Художник словно пытался отвлечь зрительское внимание от «оболочки» и сфокусироваться на внутреннем мире героя, его характере и состоянии.
На первый взгляд может показаться, что произведения Модильяни похожи между собой. Стилистически — да, но эмоционально — отнюдь. Достаточно внимательно вглядеться в детали и рассмотреть цветовую палитру, чтобы получить ключ к задумке мастера.
Возьмём, к примеру, портрет Хаима Сутина. Друг Модильяни, он был нелюдимым и замкнутым человеком. И это в полной мере ощущается в том, как его изобразил товарищ: потерянное выражение лица, плечи разной высоты, серая стена за спиной. Во всём читается одиночество и даже некоторая неприспособленность к жизни.
Или, скажем, портрет гражданской жены художника Жанны Эбютерн, написанный незадолго до смерти обоих (Модильяни скончался от менингита, а Жанна на следующий день покончила с собой). В позе девушки, наклоне головы и глазах без зрачков читается хрупкость и уязвимость, а мягкие линии и нежные цвета говорят о трепетном отношении мастера к своей модели.
Рассмотрите галерею других портретов работы Модильяни и попробуйте прочувствовать его видение героев.
Чтобы самостоятельно продолжить изучать мир Модильяни, советуем виртуально посетить выставку «Парижские вечера баронессы Эттинген», посмотреть фильм «Модильяни», послушать лекцию Александра Таирова и прочитать книгу Кристиана Паризо о жизни и творчестве художника.
Оставьте комментарий