Новости

Архитектура Петербурга в деталях: маскароны

Маскарон: как он появился и зачем нужен?

Маскарон — это скульптурная деталь в виде лица человека или головы животного, выполненная барельефом или горельефом. Слово пришло из терминологии архитектурной декорации и происходит от «маски» (позднелатинское mаscus, masca — дух, призрак). У маскаронов в Древней Греции была сакральная функция — оберегать храмы, источники и дороги и защищать святые места от тёмных сил. Первые маскароны-гаргулии носили устрашающий характер, позже лица стали комическими, нейтральными или романтическими.

Древние храмы защищала голова горгоны Медузы, которая отражала зло. Водные источники оберегали головы речного бога Ахелоя, который превращался в разных существ. Дороги охраняли столпы с головами покровителя путников Гермеса.
Фото: wikimedia.org
GAlexandrova, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Театральными масками украшали саркофаги: считалось, только в смерти человек обретает истинное лицо. С погребальным сюжетом связана и львиная маска, которая олицетворяла превращение человека в иное существо.

Путешествие по стилям и эпохам: как менялась роль маскарона в разное время?

В Средние века маски были аллегориями христианских добродетелей и смертных грехов. В эпоху Возрождения история пополнилась маскаронами-гротесками (вроде виноградного листа с человеческими чертами).

Фото: wikimedia.org
Lion10~commonswiki, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Самым богатым на маскароны стало барокко: в декорации домов активно использовались маски льва, лики Медузы, головы варваров, аллегории эмоций. Архитекторы полагали, что маскароны вместе с атлантами, кариатидами, рельефами, каменными гирляндами фруктов и цветов составляют живой «портрет» фасада.

Последующий за барокко классицизм в украшении зданий был более однообразным, маскароны тоже стали типовыми. Если в барокко маскароны использовались для создания настроения, то в классицизме выбор определялся тем, задаёт ли лицо тон зданию.

При создании маскаронов существовало обязательное условие: они должны прямо смотреть на человека, который оказался перед ними.

Зато в период классицизма к украшению зданий добавились головы египтян и лики античных богов и героев. Декор стали добавлять не только на дома, но и на фонтаны, решётки, садовые ограды, перила мостов и лестниц.

Репертуар маскаронов, который архитекторы использовали в классицизме на рубеже XVIII и XIX веков, стал основным в европейской и русской архитектуре до конца XIX века. В эпоху модерна к сюжетам добавились безымянные женские лица — образы женственности и загадочности, которые обязательно несут в себе тайну.

В модерне маскарон стал определяться назначением здания: на театре изображается театральная маска, на военном учреждении — воины в шлеме или головы воинских богов.

Какие маскароны чаще встречаются в Петербурге и можно ли их посчитать?

Впервые в нашей стране маскароны появились в архитектуре петровского барокко начала XVIII века, но особенную популярность приобрели позже. Потому в царском Петербурге преимущественно мы видим маскаронов классицизма, модерна, а также смеси всех исторических стилей — эклектики.

Больше всего маскаронов поселилось в центре города, единичные обитают на Большой Охте, на Выборгской и Нарвской сторонах, за Обводным каналом.

Борис Скочилов в книге «Маскароны Петербурга» отмечает, что самыми популярными в городе являются маскароны с человеческими лицами, особенно театральные и экзотические маски, реже образы богов и героев. Среди животных преобладает лев, его маску размещали на доходных домах как символ власти.

В Петербурге маскароны можно встретить не только на фасадах дворцов и зданий государственных служб, но и на фонтанах, в дверных проёмах, под балконами и эркерами. В Ленинграде элементы использовали более функционально: они появились на кинотеатрах, концертных залах, санаториях и домах работников искусств.

Эксперты считают, что в Петербурге можно увидеть более 19 000 маскаронов.

Отправляемся знакомиться с самыми интересными городскими маскаронами!

Здание Русского торгово-промышленного банка (ул. Большая Морская, д. 15) в стиле неоклассицизма отделано серым гранитом. Его резной фриз (элемент в виде горизонтальной полосы) декорирован маскаронами в виде мужских профилей и бараньих голов, а также картушами и доспехами. Маскароны с ликами мужчин и женщин украшают окна: обратите внимание, эмоция у всех примерно одна, но у каждого элемента отличаются черты лица и причёска. Разнообразный каменный декор здания создаёт оригинальную игру света и тени.

В похожем стиле построен Доходный дом страхового общества «Саламандра» (ул. Гороховая, д. 4), в котором сейчас располагается Генеральное Консульство Румынии в Санкт-Петербурге. Фасад здания богато декорирован различными маскаронами, изображающими человеческие и звериные головы, рогами изобилия, гирляндами, венками. Плиты с женскими головами находятся между окнами верхнего этажа. Главная парадная украшена порталом с растительным орнаментом, барельефом символа здания, саламандры, и суровой горельефной маской. Овальные медальоны с барельефами танцовщиц из белого мрамора дополняют декор фасада.

Дворец Строгановых (Невский пр., д. 17) выполнен в стиле барокко, который, как мы помним, отличается пышным декоративным оформлением и обилием маскаронов. Ризалит (часть здания, выступающая за линию фасада) выходит на Невский и украшен колоннами и скульптурной композицией с фигурами кариатид в профиль, масками львов и медальонами с мужскими профилями. Четыре столбика с львиными масками по углам подворотни служили для ограждения канала, прорытого перед дворцом в середине XVIII века.

Дом Мейснера (Ждановская наб., д. 9) в стиле модерн не отличается богатым украшением. Единственный элемент декора — четыре маскарона горгоны Медузы, вид у которых ещё более устрашающий, чем на древнегреческих барельефах. В средневековой архитектуре чудовищных существ использовали как оберег дома от зла, в эпоху классицизма в маскароны горгон уже перестали вкладывать сакральный смысл. А архитекторы модерна стали отстраняться от классического изображения и придавать символу гротескную манеру.

Фото: wikimedia.org
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Маскарон с изображением горгоны имеет отдельное название — горгонейон.

Движемся к особняку Бенуа (Римского-Корсакова просп., д. 37), с которым пару лет назад произошла неприятная история. Вандалы заставили маскаронов на доме «замолчать», залепив десяти лицам рты штукатуркой. Интересно, что были испорчены рты всех горгон, тогда как изображения улыбающейся девушки не пострадали. 

Художник Александр Бенуа вспоминал об этих маскаронах, которые красуются на фасаде с XVIII века: «Маски эти приписывались скульптору Прокофьеву. Их было два типа. Одна изображала страшную, похожую на горгону „рожу“ с разинутым ртом, другая очень миловидную, улыбающуюся особу с курьёзно повязанной над головой причёской. Чередование выражений ужаса и веселья тоже сыграли свою роль в моей детской психологии».

Как отмечает в книге «Повести каменных горожан» писатель Борис Алмазов, самым популярным изображением горгоны можно считать маскарон с ограды Летнего сада. По подсчётам автора книги «Маскароны Петербурга» Бориса Скочилова, в Петербурге расположены 67 зданий с ликами горгоны: от жутких до комичных.

Ограду Летнего сада со стороны Михайловского замка создал Шарлемань. Горожане, назначая встречу у южного входа, говорят: «Встретимся у Шарлеманя».
Фото: wikimedia.org

Немного отдалимся от центра в исторический район Рот, нынешние Красноармейские улицы, где можно увидеть лики маскаронов-воинов. До революции здесь размещались роты Измайловского полка, что отразилось не только в названии улиц, но и в декоре зданий. С доходного дома Синягина (Советский пер., д. 11) на нас смотрят брутальные мужчины: древнегреческий бог войны Арес, или Марс, а также бородатый Геракл, ранивший Ареса.

В этом районе можно встретить и женские маскароны: доходный дом Дернова (ул. 8-я Красноармейская, д. 5) украшают головы женщин, окружённые жемчугами, ветвями и перьями. Эксперты считают, что они изображают мифических птиц. Согласно славянским поверьям, Сирин, Алконост и Гамаюн имели лики прекрасных дев.

Перемещаемся на Петроградскую сторону. Жилой дом Первого Российского страхового общества, или Дом трёх Бенуа, (Каменноостровский просп., д. 26–28) интересен не только тайными дворами, но и разнообразными маскаронами. Боковые фасады здания в стиле неоклассицизма украшены парами грифонов и растительными гирляндами, на эркере (выступ с окнами) расположены рельефные изображения рыб, надоконные маски выражают весь спектр человеческих эмоций, пан иронично взирает на прохожих рядом с датой создания дома.

Potekhin, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org

Сегодня мы завершим нашу прогулку знакомством с самым ярким советским декором, которым украшен Жилой дом работников Института экспериментальной медицины (Каменноостровский просп., д. 69–71). Предназначение здания определило декоративное убранство фасада: здесь встречаются как подопытные животные (собаки, кошки, лягушки, ящерицы, обезьяны, кролики), так и медицинские принадлежности — микроскопы, весы, мензурки, часы. Можно заметить обязательные атрибуты сталинского ампира: профили рабочих и солдат, снопы в лентах и несколько натуралистичных мужских горельефов, личности которых не удалось установить.

Желаем вам приятной прогулки и до встречи в новых материалах!

Оставьте комментарий
Рекомендации