На заре XX века страна жила в преддверии больших перемен. Революционные настроения царили на всех уровнях, в том числе и в искусстве. Аристарх Лентулов был одним из тех художников, кто хотел построить новое на руинах отжившего. Поучившись тут и там, он решил пойти непротоптанной тропой и разработать собственный живописный язык.
Доминирование красно-коричневого и ярко-зелёного цветов, игры с пропорциями, синтез сразу нескольких стилей, декоративность, «мозаичность», задорное «ярмарочное» настроение — таковы черты произведений раннего Лентулова (о его обращении к соцреализму мы сегодня не говорим).
Аристарх Лентулов:
«Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения».
Лентулов происходил из семьи священника, и детство, проведённое в окружении молитв и колокольного звона, оставило отпечаток на его творчестве: среди работ мастера встречается много изображений храмов и монастырей.
Свой стиль художник называл «орнеизмом», образовав слово от французского глагола orner — «украшать». И действительно: лентуловские полотна напоминают декоративные панно, сложенные подобно коллажам из множества мелких разноцветных элементов.
Ведущий жанр в наследии мастера — городской пейзаж, хотя есть на его счету и масса замечательных портретов и натюрмортов.
Александр Бенуа, художник:
«Лентулов — прекрасный красочный дар. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу».
Свет и цвет были главными инструментами Лентулова. Оперируя ими с ловко и легко, он добивался впечатляющей ритмичности и «звучания» образов.
Работы художника несут невероятную энергию. Они — словно неиссякаемый источник жизни, любви и любви к жизни.
В декабре 1910 года в Москве открылась скандальная выставка «Бубновый валет». Вскоре участники показа — Пётр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов и другие — объединились в художественную группу. То, что они транслировали через свои работы, было дерзко и свежо. Это был настоящий вызов всему предшествующему искусству!
Многие ретрограды называли произведения «бубнововалетцев» «пощёчиной общественному вкусу», но широкая публика приняла их творчество на ура.
Александр Бенуа, художник:
«Эти „страшилы“ через несколько лет станут классиками».
Любопытна история названия «Бубновый валет». С одной стороны, здесь идёт отсылка к «бубновым тузам» — так до революции называли каторжников из-за одежды с чёрным ромбом на спине. Есть намёк и на французский фразеологизм, зародившийся в среде карточных игр. Там «бубновый валет» — синоним слова «жулик».
Аристарх Лентулов:
«Мы с Ларионовым долго и много придумывали целый ряд названий и наконец решили назвать выставку „Бубновый валет“. Слишком много изощрённых претенциозных названий: „Венок Стефанос“, „Голубая роза“, „Золотое руно“ и прочие. Поэтому как протест мы решили: чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее „Бубнового валета“?»
«Бубновый валет» просуществовал вплоть до 1917 года. Ряды объединения редели год от года. Кто-то присоединялся к другим группировкам, кто-то уходил в свободное плавание. Но невозможно отрицать: «Бубновый валет» в результате стал козырным тузом, во много определив историю русского авангарда.