Новости

Арте повера: бедность — не порок

Течение арте повера зародилось как протест. Что так возмущало его представителей? Какие средства они использовали для выражения своего мнения? Как понимать их необычные произведения?

Откуда корни?

Италия, 1960-е годы. На фоне бурного промышленного роста и скачка в экономическом развитии страны некоторые художники начинают задумываться о возвращении к простым материалам и отказе от технологий. По их мнению, арт-рынок заполнен заведомо коммерческими произведениями, что снижает самоценность искусства. Решение этой проблемы они видят в создании работ, строго противоположных общепринятому понятию красоты. Отсюда — выбор в качестве материалов старых газет, древесины, земли, стальных прутьев, мешковины и тому подобного.

Идейно арте повера частично приближается к поп-арту, но отличие всё же есть: это и взаимодействие с материальным миром, и взгляд в прошлое, и фокус на ручное ремесло.

К слову, понятие «бедность» в названии арте повера стоит понимать в значении «простота»: представители течения хотят освободить зрителя от предвзятости, чтобы тот сделал эмоциональный откат в прошлое и воспринял их искусство «на свежую голову», без оглядки на то, что когда-либо видел до этого или (что ещё хуже!) что диктует ему общество.

Александр Якимович, искусствовед:

«Очистив искусство от вредных вирусов, мы останемся один на один с чистыми стихиями Вселенной и элементарными вещами нашего окружения».

Есть ли в арте повера художественная ценность?

В то время, как весь мир обращается к металлу, пластику и прочим подобным материалам, мастера арте повера фокусируются на ручном труде и «дарах природы». Как понимать произведения этих художников? Стоит ли их воспринимать исключительно как протест, или же в нагромождении картофеля посреди выставочного зала или рваном куске холста, обрамлённом рамой, есть своя эстетика и глубокая идея?

Как и в случае с любым произведением искусства любого направления, каждую работу следует рассматривать обособленно и, конечно, не забывать о свободе интерпретаций и субъективности восприятия. Давайте разберём пару-тройку проектов художников арте повера и попробуем разобраться, что же они хотели сказать.

Взять, к примеру, произведение Яниса Кунеллиса «Без названия», которое представляет собой кучу шерсти на раскладушке. В этом объекте — противостояние тёплого и холодного, живого и неживого, природного и созданного человеком.

Или другой пример — «Вешалки для белья» Лучано Фабро. Этой работой художник постарался по-новому преподнести абстракцию. Лаконичная инсталляция иллюстрирует многогранность цветов в небе над Неаполем.

А вот ещё одно знаковое для арте повера произведение — «Венера тряпичная». Перед нами — копия античной статуи, которая устремляет свой взгляд на груду пёстрого хлама. Идеальный пример противопоставления вечной красоты и быстротечной моды.

Представители арте повера оказали влияние на концептуализм, лэнд-арт и перформанс.

Что посмотреть и почитать по теме?

Чтобы ближе познакомиться с историей и философией арте повера, прочитайте книгу Уилла Гомперца «Непонятное искусство», виртуально прогуляйтесь по выставке «Арте повера» в Эрмитаже, послушайте онлайн-лекцию искусствоведа Каролины Пескишевой и рассмотрите ключевые работы представителей течения на сайте WikiArt.

Оставьте комментарий
Рекомендации