Новости

Бартоломеус Шпрангер: последний вздох маньеризма

Влияние, стиль и путь ко двору

Творческий путь Бартоломеуса Шпрангера (1546—1611) начался с обучения у Яна Мандейна, Корнелиса ван Далема и Марка Дюваля. Потом были Париж и Лион, после чего талантливый фламандец оказался в Италии в роли папского художника при Пие V.

На стиль художника оказали большое влияние итальянские маньеристы Таддео Цуккари и Франческо Пармиджанино.
Ян Мандейн. Искушения святого Антония
Фото: wikipedia.org
Корнелис ван Далем. Пейзаж с деревенским домом
Фото: wikipedia.org
Марк Дюваль. Графиня Шарлотта Ларошфуко
Фото: wikipedia.org
Таддео Цуккари. Фреска на вилле Фарнезе, изображающая въезд в Париж в 1540 году императора Карла V, короля Франциска I и кардинала Алессандро Фарнезе
Фото: wikipedia.org
Франческо Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей
Фото: wikipedia.org

Через несколько лет живописца пригласили в Прагу и назначили придворным мастером святого римского императора Рудольфа II. А ведь на тот момент ему не было и 35 лет!

Бартоломеус Шпрангер
Рудольф II

Рудольф II интересовался эзотерическими и философскими идеями, что нашло отражение в произведениях Шпрангера. Среди его работ много картин с мифологическими сюжетами и аллегорий. И те, и другие дают широкий диапазон интерпретаций. Именно поэтому полотна мастера интересно изучать не только с художественной, но и исторической точек зрения: контекст эпохи здесь очень важен!

Нетрудно догадаться, что за аллегориями скрывается превозношение качеств Рудольфа II как правителя. Пример — «Победа Минервы над Невежеством».
Фото: colory.ru
Фото: smallbay.ru
Фото: smallbay.ru
Фото: smallbay.ru

В целом живопись мастера относится к направлению маньеризм, но его северной версии. В центре внимания здесь — подчёркнутая чувственность, которая передаётся через плавно смоделированные удлинённые фигуры, взвинченные линии и спиралевидную композицию. В работах художника много эротизма, формы зачастую гипертрофированы.

Фото: smallbay.ru
Фото: smallbay.ru
Фото: smallbay.ru

Кирилл Чекалов, доктор филологических наук:

«В чём причина притягательности маньеризма для широкого зрителя? Вероятно, свою роль здесь играют „причудливость“, „странность“ и в отдельных случаях даже „болезненность“ такого искусства».

Шпрангер: художественная ценность

Бартоломеус Шпрангер был последним маньеристом Священной Римской империи. Если копать глубже, можно даже сказать, что одной ногой он уже ступил на территорию барокко.

Некоторые специалисты считают, что Шпрангер повлиял на творчество своего великого земляка — мастера барокко Питера Пауля Рубенса. А ещё (и это совершенно точно) — на Хендрика Гольциуса и Абрахама Блумарта.
Питер Пауль Рубенс. Сусанна и старцы
Фото: wikipedia.org
Хендрик Гольциус. Адам и Ева
Фото: wikipedia.org
Абрахам Блумарт. Пастушка
Фото: wikipedia.org

Полотна художника привлекают своей динамичностью и выразительностью. Мастер любил контрастные цвета, сталкивая, к примеру, белизну женских тел с остальной частью композиции.

Фото: smallbay.ru

При этом Шпрангера нередко ругают за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм». Действительно, позы его персонажей иногда чересчур сложны и даже невероятны.

Живопись художника впитала в себя самые разные черты. Это и трактовка пейзажа в духе Иоахима Патинира, и французская ювелирная точность, и миланская пышная роскошь, и пармская элегантность, и лёгкая нидерландская грубость. И всё это — под соусом изощрённой гибкости, которая характерна для кисти мастера.

Оставьте комментарий
Рекомендации