Новости

«Боритесь, чтобы ваше кино было интересно не только вам»: интервью с режиссёром Олегом Трофимом

Вы начинали свою карьеру в музыкальных клипах, и лишь в 2018 году вам предложили поработать с проектом «Лёд». Что вдохновляет оставаться в профессии по сей день?

А я больше ничего другого делать не умею. Безвыходность положения (смеётся). И мне просто нравится моя работа. Она очень сложная, но тут нет заборов.

Есть возможность играть в свою профессию, а не быть исполнителем каких-то функций, смысл которых ты и сам не понимаешь. Это прекрасно.

И я в принципе пропагандирую такое отношение к кино. У нас воспитывают художников от искусства, рабов идеи. Но я призываю играть в это всё. И зритель никогда не останется равнодушным, если ты его в эту игру привлечёшь.

Кадры из фильма «Лёд»
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

А что вас вдохновляет на создание своих историй?

Музыка и трудности.

В вашей авторской колонке на «Снобе»была мысль про то, что кино и здравый смысл несовместимы. Почему вы так считаете?

Ну, нет. Здравый смысл совместим с кино, он необходим. Но кино — это иллюзия, фокусы, и доля абсурда всегда присутствует в процессе. Недавно вышел «В паутине» Ким Джи-уна про режиссёра, который переснимает культовый корейский триллер. И вот там очень интересно показан абсурд кинопроцесса.

Режиссура — это ремесло или творческий талант? Или же всё должно существовать в совокупности?

Это ремесло. Творческий талант — это то, что позволяет ремесло наделить чем-то уникальным и интересным.

Представим, что вам выделили неограниченный бюджет и дали самую лучшую команду на фильм мечты. Что за фильм это будет?

У меня есть фильмы мечты. Их множество. Например, у Василия Аксёнова есть книга «Скажи изюм». Очень интересный постмодерн про фотографов. И моя идея, моя мечта — экранизировать эту книгу. История интересная и актуальная. Желание такое возникло ещё и потому, что советская фотография занимает уникальное место в истории мировой культуры.

Хочется вскрыть и вывести в повестку советскую фотографию, поговорить о ней, о том, что это было великое искусство, жизненное. Вот такие задачи — внутренние, просветительские, драматические и художественные — я коплю в себе. Пока не понимаю, как это всё превратить в хороший сценарий. Но постараюсь однажды.

Давайте немного поговорим о городе, в котором вы учились. К тому же действие ваших нашумевших фильмов про майора Грома происходит в Санкт-Петербурге. Поделитесь самыми кинематографичными местами здесь.

Я очень люблю Исаакиевскую площадь. Она в целом очень интересная. Там, конечно, есть проблема в том, что площадь очень загружена дорогами и парковками. Но это мощная часть Петербурга, она в удивительной архитектуре. Если сесть в кафе гостиницы «Астория» и посмотреть в окошко, возникает ощущение, что ты находишься в какой-то сказке, вне временного пространства.

Вы посмотрели все фильмы студентов, представленные в программе «ПитерКИТ». Какую основную проблему вы можете выделить? На что молодые режиссёры должны больше обращать внимания?

Отсутствует работа со структурой сценария. Очень часто авторы картин примерно с середины уходят неизвестно куда. Работа над сценарием — основа основ. Хочется видеть крепкие истории.

Будут хорошие драматурги — режиссёры к ним пойдут. Но и режиссёрам никто не мешает заниматься драматургией.

Фестиваль существовал ещё и в годы вашего студенчества. Вообще сильно изменился конкурс?

Конечно, фестиваль изменился, он развивается. Общий уровень подрос. И университет развивается, и система, и структура. Это приятно. Хорошо, что университет погружает в профессию, даёт возможность показать студенту процесс, максимально приближенный к индустрии. Хочется, чтобы навыки, которые получат студенты, были применимы к жизни. Но нам есть куда расти, ребята. Надо учиться. Фестиваль — это не то место, куда вы можете выкинуть свою курсовую или дипломную работу. Фестиваль — это место, где вы должны бороться, чтобы стать лучшими из лучших. Не бойтесь совершать ошибки. Боритесь, чтобы ваше кино было интересно не только вам.

А как юным режиссёрам удивлять современного искушённого зрителя?

Зритель современный видел всё. Зритель современный очень быстро моргает, быстро переключается. Зрителю современному нужно много. Нужно хватать его за мозг, чтобы заставить его думать и включиться в твою историю. Нужно много усилий приложить. Посмотрите Ари Астера или Дэмьена Шазелла — очень динамичное кино, хотя и авторское. Зритель сейчас очень насмотренный. У него есть страсть к развлечению.

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: kinopoisk.ru

Глядя на работы юных режиссёров, каким вы видите будущее нашего кинематографа?

Вижу его мультижанровым. Сегодня и зрители, и режиссёры имеют супер широкий кругозор. Спасибо за это интернету и глобализации. Я думаю, что нас ждут жанровая широта и синтез жанров. Я вижу, как многие совмещают и документалистику с мультипликацией, и игровое кино, и жанры перемешивают. Это всё очень хорошо. Разный будет кинематограф. И яркий!

Беседовала — София Маргацкая.

Оставьте комментарий
Рекомендации