Хотя студенческие театры и принято выделять в отдельную касту, на самом деле они являются полноценной частью большой театральной индустрии. В России первый учебный театр был создан в 1757 году при «Московском университете». Художественным руководителем театра стал русский поэт, писатель и драматург эпохи Просвещения Михаил Херасков. Он ставил в театре не только других авторов, но и спектакли по своим пьесам. К примеру, он поставил собственную героическую комедию в стихах «Безбожник». В ней он выразил свои религиозные взгляды и убеждения.
В наши дни репертуары студенческих театров также опираются на русскую и зарубежную классику, современные пьесы, а порой и экспериментальные форматы. Именно в студенческих театрах молодые актёры получают богатую практику и ценный опыт, они учатся держаться на сцене и удерживать внимание зрителя.
Кира Насонова, актриса театра им. Вл. Маяковского, выпускница ВШСИ
Первые два курса мы играли в аудитории, которая была рассчитана где-то на 50-60 человек. На третьем курсе мы вышли уже на сцену учебного театра. Она в себя вмещала где-то 110-120 человек. И первое время было очень сложно, потому что чем больше людей, тем больше тебе нужно удерживать их внимание. Очень многое зависит от твоего положения на сцене. Важна работа со светом, с голосом, так как на сцене учебного театра нужно говорить объёмнее, правильно посылать звук. Ты учишься многим вещам чисто с технической точки зрения. Меня работа в студенческом театре научила быть большой на сцене. Мы же маленькие артисты относительно сцены, а нужно быть большим человеком — и в энергии, и в посыле, и в голосе, и в движениях. И мне кажется, что в студенческих театрах намного больше энергии молодой. Артисты там заряженные, наглые в хорошем смысле. Для них играть в учебном театре — это важное событие в жизни, это мечта, первая встреча со зрителем. Студенческий театр отличается вот этой молодой энергией, которая просто заряжает людей. Во взрослых больших театрах актёры уже просто хорошо выполняют свою работу, и это про другое. Было бы здорово, если бы вот эта наглость и дерзость молодого артиста сохранялась и потом
Для зрителей же и всех, кто погружён в театральную повестку, посещать студенческие театры необходимо, чтобы видеть, как воспитываются актёры в рамках каждой отдельной мастерской, подмечать новые и перспективные таланты, находить для себя новые веяния в театральной сфере. Ведь именно в студенческой среде зачастую зарождается нечто новое и необычное.
Светлана Ильинова, постоянная зрительница Учебного театра «На Моховой» при РГИСИ в Петербурге
Ходить на постановки к студентам необходимо для того, чтобы увидеть освобождённый от академизма взгляд на пьесы и произведения. Я думаю, что в государственных театрах актёрам дают мало свободы в творческом плане. А молодые ребята часто пытаются придумать что-то своё, увидеть новое прочтение и свежий взгляд на искусство. Студенты берут необычные произведения, поэтому можно открыть что-то новое для себя. Показы у студентов вообще дают пищу для размышлений и развивают в культурном плане. Порой даже произведение «старой школы» начинает играть новыми красками
У студенческих спектаклей есть ещё одна важная особенность: их важно увидеть «здесь и сейчас». Ведь после выпуска курса постановку могут убрать из репертуара, потому что актёры разойдутся по другим проектам. Поэтому посещать учебные театры равно становиться частью чего-то неуловимого и сакрального. Более того, часто бывает и так, что мастерская вырастает до обособленной труппы или даже независимого театра. К примеру, такая история произошла с брусникинцами — ярким выпуском Дмитрия Брусникина из Школы-студии МХАТ (узнать о спектаклях молодого коллектива можно здесь). Поэтому в учебном театре есть возможность наблюдать, как формируется особенное течение.
Этот студенческий театр существует с 1939 года. До сих пор в этих стенах воспитывается сильная вахтанговская школа, а студенты с первых курсов погружены в театральный процесс. Художники-сценографы, гримёры, костюмеры, художники по свету, звуку, рабочие сцены, наконец, актёры — все они в этом театре являются студентами. Именно на сцене Щукинского учебного театра начался, к примеру, Театр на Таганке, поскольку спектакль «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова был дипломной работой тех, кто выпускался в 1964 году. Сегодня же в театре ставят Бернарда Шоу, Ивана Бунина, Карло Гоцци, Александра Вампилова и многих других. Кроме того, на сцене театра часто проходят чтецкие вечера и прогоны будущих спектаклей.
Адрес: Москва, Большой Николопесковский пер., 12а стр.1
Учебный театр при школе-студии МХАТ располагается между Основной и Малой сценой МХТ им. А.П. Чехова. Помещение театра небольшое, поэтому студенты часто идут на эксперименты — то начнут спектакль прямо в фойе, то предложат зрителям оказаться на сцене, а сами в зрительном зале. В общем, эксперименты здесь любят, и даже пушкинского «Евгения Онегина» превращают в «Татьяну Онегину» и меняют фокус повествования.
Адрес: Москва, Камергерский переулок, дом 3А
Училище родилось при Александре I и долгое время подчинялось Императорским театрам Российской империи. А в 1832 году в него пришёл Михаил Щепкин, который и заложил основу национальной актёрской школы и театральной педагогики. При нём особую роль в становлении училища сыграл великий драматург Александр Островский, который также работал над специальной программой для драматических артистов. Островского в наши дни в Щепке любят до сих пор — к примеру, сейчас там можно увидеть дипломный спектакль «Грех да беда на кого не живёт».
Адрес: Москва, Неглинная ул., 6/2, Москва (стр 1, 2)
Запись на показы бесплатная и осуществляется по телефонам +7 (495) 628 73 71; +7 926 031 51 22 (пн, чт — 10:00-12:00, вт, ср, пт — 15:00-17:00). Также есть возможность попасть на спектакли через неофициальные студенческие группы:
Институт кинематографии имени С.А. Герасимова является не только одним из ведущих в России, но и одним из лучших в мире по подготовке режиссёров, продюсеров, киноведов, операторов, актёров кино. Здесь преподавали Лев Кулешов и Сергей Эйзенштейн. Отсюда выпускались Тарковский, Бондарчук, Рязанов, Чухрай, Гайдай, Кончаловский и многие другие. Несмотря на то, что институт сохраняет фокус непосредственно на кино, при нём всё равно существует учебный театр. Сейчас там можно посмотреть два хита многих театральных сцен — «Женитьба» Николая Гоголя и «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина.
Адрес: Москва, улица Вильгельма Пика, 3
Учебный театр при ГИТИСе функционирует с 1958 года на исторической сцене, которая расположена в доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Это настоящий памятник архитектуры, поскольку дом считается первым небоскрёбом в столице. Изначально там были другие театральные площадки — на крыше и в подвале. Однако к первой большой премьере в сентябре 1915 года осталась только нижняя. Её посещали многие известные люди, в том числе и Максим Горький. Уникальность студенческих постановок ГИТИСа сейчас в том, что в них много не столько театра, сколько карнавала. Студенты различных мастерских не только умело перевоплощаются, но и поют, и танцуют. Многие из них становятся ведущими артистами больших театров.
Адреса:
Первая студенческая премьера здесь состоялась 2 ноября 1962 года. Так, в Петербурге появилась ещё одна важная для города и зрителей театральная сцена. Приписка, что театр учебный, появилась немного позже, чтобы подчеркнуть принадлежность к главному театральному университету в Петербурге. Коллектив театра состоит исключительно из студентов РГИСИ, поэтому состав и репертуар периодически меняется. Сегодня здесь ставят Чехова, Островского, Перро и даже весёлые эстрадные представления.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 35
Высшая школа сценических искусств ещё совсем молодое учебное заведение, которое начало свою работу в 2012 году по инициативе Константина Райкина. Репертуар учебного театра делает ставку на современных авторов или необычную классику — например, здесь можно увидеть произведения Людмилы Петрушевской или Жана Ануй. Кроме того, можно увидеть театр совсем обнажённым — а именно спектакли-этюды или же спектакли в технике вербатим, основанные на наблюдениях и документальных исследованиях студентов-актёров.
Адрес: Москва, ул.Шереметьевская, д.6, стр.2
Свои истоки эта сцена берёт ещё во времена возникновения Московского университета. Но студенческий театр в нынешнем виде начал свою работу в июне 2000 года. В разные годы во главе этого театра стояли Ролан Быков, Сергей Юткевич, Семён Туманов. Сейчас художественным руководителем театра является режиссёр и педагог Евгений Славутин. Основная цель данной сцены — предоставить площадку для артистов из непрофильных вузов. Молодые актёры набираются здесь опыта и предлагают зрителю окунуться в эпоху новых смыслов и экспериментальных художественных образов. Ведь здесь приветствуют театр абсурда, документальный театр, музыку и квартирники.
Адреса:
Ещё один непрофильный вуз, который предлагает своим студентам возможность играть в учебном театре. Студенты «Высшей школы экономики» обучаются здесь основам актёрского мастерства, чтобы выйти на сцену и продемонстрировать свой внутренний рост. Здесь переосмысляют Пушкина и Лермонтова, по-новому ставят «Пигмалиона» и дают свободу для творчества.
Адрес: Москва, ул. Мясницкая, 20, цокольный этаж
Попасть на спектакль можно бесплатно по предварительной регистрации.
Текст — София Маргацкая
Оставьте комментарий