Новости

Go по работам: актёр иммерсивного театра Кирилл Нагиев про работу с маской, импровизацию и спектакль «ВЕРНУВШИЕСЯ: Иная реальность»

В детстве Константин Станиславский испытал опыт «бесцельного сидения на сцене» во время игры в домашнем театре. После этого у него зародилась мысль, что на сцене ничего не может происходить просто так. Был ли у вас опыт, который оказал подобное значение?

Я переосознал профессию ближе к 30 годам. Когда я учился в институте, планировал быть только киноактёром. Долгие годы меня прельщала именно это работа. Однажды на съёмках я беседовал с Ильёй Найшуллером об актёре Бенедикте Камбербэтче. Он большую часть времени работает на сцене в театре.

Тогда Илья сказал, что настоящего актёра всегда тянет в театр. И меня это так зацепило…

Я подумал, почему же я столько лет потратил в кино, когда в театре я получаю гораздо больше удовольствия? Поэтому я был очень рад, когда мне удалось попасть в иммерсивный спектакль «Безликие». Туда как раз искали дублёра для доктора. Наверное, это и было переосознание.

Как интенсивно вы начали работать в театре?

Рекорд — доходило до 22 спектаклей в месяц и даже 2 спектакля в день. Это было весело. Утром я играл в Кронштадте в детском спектакле, а вечером — в «ВЕРНУВШИХСЯ» или в «Чайке» в театре Ленсовета.
Фото: Предоставлено организатором

Чем для вас отличаются профессии киноактёра и актёра театра?

Тут ещё стоит добавить актёра иммерсивного театра, потому что это три совершенно разные профессии. Киноактёр никак не сравнится с театральным. Это диаметрально противоположные профессии. Профессия артиста иммерсивного театра находится на стыке этих двух.

Такое ощущение, что ты не в театре, а на съёмочной площадке, где дубль идёт три часа. Нет антракта, тебе ни остановиться, ни вдохнуть, ни выйти. Таких ощущений нет больше нигде.

Для меня это самый большой кайф иммерсивного театра и причина, почему я из года в год хочу и буду работать именно там. Только работая в «ВЕРНУВШИХСЯ» или в «Безликих», я себе стал повторять — лучшая работа в мире!

Профессия актёра иммерсивного театра в трёх словах

Ни секунды передышки!

Помните свои эмоции, когда вы узнали, что у вас появился шанс сыграть роль в иммерсивном спектакле?

Да. Спектакль мне понравился ещё на этапе, когда я пришёл на него зрителем. У меня в голове сложилось ощущение, что я могу это сделать.

Про себя мне больше понравилась роль доктора, но я сомневался. Изначально меня утвердили на роль дворянина. Однако позже ко мне подошёл стейдж-менеджер (он распределяет роли) и сказал, что они с Мигелем (режиссёр иммерсивного спектакля) подумали и пришли к выводу, что я подойду на роль доктора. Я был в неописуемом восторге и постарался подойти к роли со всей ответственностью.

К сожалению, достаточно поиграть в «Безликих» не получилось. Я сыграл роль, наверное, раз 10. И потом начали готовить «ВЕРНУВШИХСЯ», где я стал одним из ведущих артистов.

Фото: Предоставлено организатором

Как неподготовленному зрителю объяснить разницу между классическим спектаклем и иммерсивным?

Не знаю, стоит ли ему объяснять. Ведь он идёт на это представление за тем, что он никогда не испытывал, за чем-то необъяснимым. Для того, чтобы побыть в маске. Иногда я пытаюсь объяснить своей бабушке, где я работаю. И говорю — «Ну это там, где в масках». Наверное, она думает, что в масках выступают сами артисты, но нет. Когда пытаюсь объяснить друзьям, говорю, что ты сам можешь выбирать путь, за кем тебе следовать.

Каждый актёр иммерсивного театра играет главную роль. Если в спектакле участвует 20 актёров, ты можешь прийти на спектакль 20 раз и 20 раз посмотреть новый спектакль с этим человеком в главной роли. Думаю, это самое главное изобретение иммерсивного театра.

Я считаю, что это настоящее чудо и авангард театрального искусства. Сейчас модно покупать себе Apple Vision Pro, чтобы быть полностью погружённым в свою работу, какой бы она не была, будь то редактирование видео или просмотр кулинарных шоу на YouTube. Человек буквально хочет, чтобы это было у него в голове, перед глазами. А когда вы надеваете маску в иммерсивном театре, эти две прорези в пластиковой маске становятся для тебя киноаппаратом, которым ты вечером можешь просто снимать кино сам для себя, полностью в него погрузившись.

Фото: Предоставлено организатором

Советы, как правильно смотреть иммерсивный спектакль

Надо делать то, что ты хочешь. То, чему нас учат на всех тренингах по иммерсивному театру, это сиюсекундно импровизировать. Зрителю я советую делать то же самое. Когда ты идёшь по особняку и вдруг чувствуешь, что тебя заинтересовал какой-то запах или звук, а ты в этот момент смотришь какую-то другую сцену, иди туда, где тебе интереснее.

Я всегда говорю, что основные впечатления от спектакля рождаются, когда в театр приходит компания друзей. Каждый смотрит свой спектакль, а после, в фойе, они все обсуждают увиденное.

Мне кажется странным поведение людей, которые ходят за руки и смотрят спектакль вместе. Я советую абстрагироваться от тех, кто с вами пришёл, и не видеться, пока вы не встретитесь в фойе. Другими словами, быть привидением.

А ещё — не красть реквизит. Есть в спектакле сцена, где актриса раздевается и садится в ванну. Когда ей нужно было встать, она вдруг поняла, что платья у неё уже нет. Мы так и не поняли, как можно было такое объёмное платье куда-то засунуть, спрятать и вынести, учитывая то, что ты можешь брать с собой только маленькую сумочку. Не удалось найти вора даже по камерам.

Удивительно, как людей меняет маска. В фойе все кажутся такими интеллигентными, а, надев маску, наблюдают сцену убийства впритык или крадут платье.
Фото: Предоставлено организатором

Нужно ли прочитать пьесу Ибсена перед тем, как идти на спектакль?

Возможно. Но можно и не читать. Недаром продают абонементы на спектакль. Как я уже сказал, вы можете 20 раз посмотреть спектакль и 20 раз он у вас получится разным. Но если бы я, например, пошёл в Нью-Йорке на постановку Sleep no more («Больше не спи»), я бы прочитал произведение Шекспира «Макбет».

Какими навыками должен обладать актёр иммерсивного театра?

Импровизацией. Он должен уметь выдавать сиюсекундный ответ на любое взаимодействие с тобой. Зрители бывают разные. Бывают провокаторы. Бывает, что люди боятся и пугаются внимания к ним. Бывают и те, которые пытаются проверить, видишь ты его или нет. В любом случае, ты должен реагировать на такие взаимодействия.

В этом спектакле каждый артист дважды за всё действие выбирает случайного зрителя, чтобы взаимодействовать с ним. Обычно мы уже заранее чувствуем, кого именно мы выберем. Это называется personal experience. Раскрывать, что там будет, я не хочу. Пусть это останется секретом. Скажу только, что на это тоже реагируют по-разному. Иногда пугаются и убегают. Иногда, наоборот, раскрываются и плачут, потому что это именно то, чего они хотели.

Предоставлено организатором

Что для вас значит этот спектакль?

Я считаю, что само произведение Ибсена «Привидения» — это одно из величайших в мировой литературе. Как бы его не интерпретировали, как бы его по-своему не видел каждый режиссёр, даже через столетия чувствуются в этом произведении боль, нерв, стык проблемы отцов и детей, здоровья и недуга, Бога и болезни, божественного провидения. Для спектакля выбрано именно это произведение, потому что оно очень таинственное и неоднозначное. Я играл многих авторов, будь то Гоголь, Чехов, Шекспир. Ибсен стоит особняком как один из любимых драматургов. В любой интерпретации его произведений невероятно интересно участвовать.

3 спектакля, которые вас сформировали профессионально

В институте мне посчастливилось играть в спектакле Гальдони. У меня там была совершенно небольшая роль, но я работал с маской, что для меня имеет очень большое значение. Мой мастер, Григорий Исаакович Дитятковский, преподавал актёрское мастерство через работу с этим предметом. Тогда я очень проникся этой идеей, а теперь всегда стараюсь применить этот способ работы, будь то маска на актёре или на зрителе.

Мне очень понравилось играть в спектакле «Чайка» в театре Ленсовета. Этот спектакль меня вдохновил, хоть и играть его было невероятно сложно. Всё происходило в малом зале, но рассадка зрителей была очень интересная. Люди сидели вокруг сцены, и в ходе пьесы актёры иногда ходили между рядами, могли выйти из-за спины зрителя и взаимодействовать с ним. Всё было оформлено так, как будто люди сидят в гостиной, наблюдая бытовые диалоги Чехова, которые в итоге приводят к самоубийству.

«На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы», — Антон Чехов.
Фото: Предоставлено организатором

Третьим пусть будет спектакль по пьесе Козлова «По зелёным холмам океана» в театре Балтийского флота. Он супертрогательный, а работа с детьми ни с чем не сравнима. Зритель может прийти на твои работы в кино, на твою громкую фамилию, а ребёнка ты никак не обманешь. Когда ты слышишь, что дети в зале хохочут, это самый большой гонорар и самая большая награда. Я с нетерпением жду, что у нас получится что-нибудь ещё сделать.

В какой театр пойти читателю KudaGo?

Читателям KudaGo я хочу посоветовать сходить в театр Балтийского флота, если вы ещё там не были. Там есть просто удивительные спектакли, но про них совершенно никто не знает. Там работают потрясающие актёры, режиссёры, художественные руководители, например, Михаил Смирнов.

Это будет замечательное путешествие — поехать с детьми на остров, в Кронштадт, сходить в театр Балтийского флота, прогуляться по городу, полюбоваться собором, вкусно поесть.

Для вас актёрская игра творчество или работа?

Всегда приходится что-то делать как работу. Важно уметь находить во всём частицу творчества. Когда у тебя 20 спектаклей в месяц, на первых трёх ты занимаешься творчеством, а под конец месяца уже думаешь о том, как бы выжить.

Сейчас я пришёл к тому, что лучше пусть у меня будет один шикарный спектакль в центре Москвы, и это «ВЕРНУВШИЕСЯ».
Фото: Предоставлено организатором

Ваши любимые места в Петербурге

Я всем уже много лет вместо Бали и Шри-Ланки советую приехать к нам в Сестрорецк, где волна встаёт по 3-4 метра. Здесь можно кататься на сёрфе, винд-сёрфе, кайте.

Для всего этого в Сестрорецке есть потрясающие условия, особенно на Ласковом пляже. Между прочим, на наших пляжах в этом году поставили рекорд по прыжкам в высоту на кайте — 28,5 метров! Мировой рекорд — 34 метра. Наш пляж — первый в России по количеству катающихся. Рядом стоят только Сочи и Калининград.

Беседовала Валерия Сдобникова

Оставьте комментарий
Рекомендации