Новости

Go по работам: главный редактор KudaGo про творческую сторону журналистики, стендапы, рыбу и кликбейтные заголовки

Кем ты мечтала стать в детстве?

Я всегда любила рисовать и писать. Я была ребёнком-интровертом и вместо общения с другими детьми создавала журналы дома. В них я сама себе задавала вопросы и сама на них отвечала, рисовала изображения к статьям.

Я хотела стать дизайнером одежды и мастерить костюмы из журналов. Но потом я узнала от бабушки, что для этого нужно уметь шить. А я даже к швейной машинке подходить боялась, поэтому переключилась на мечту создать журнал типа Elle или Vogue. Я была уверена, что мои наряды будут лучше, а мои статьи — интереснее.

Параллельно я окончила художественную школу и окончательно поняла, что связать жизнь с рисованием не готова. Для меня рисование — это творчество, а мой преподаватель всё приводила к единому стандарту и отбила у меня желание рисовать. Художку я закончила для галочки 14 лет назад и с тех пор больше не рисовала.

Я выросла, журнал перестал выходить, но мечта писать интересные тексты и иллюстрации к ним осталась. Хобби из детского занятия переросло в серьёзное увлечение.
Фото: Из личного архива
Первая работа в омском издании

Как ты стала журналистом?

Когда настало время решать, куда поступать, я думала между журналистикой и связями с общественностью. В 2011 году было смутное понимание того, что значит «связываться с общественностью». Я подумала: куда сдам ЕГЭ на бюджет, туда и поступлю. Так я оказалась в ОмГУ на специальности «Реклама и связи с общественностью».

Во время учёбы я точно поняла, что не свяжу с пиаром жизнь. Ведь я больше люблю писать, чем говорить. Зато в университете я познакомилась с полезными людьми и начала подрабатывать в пресс-службе. Первой моей полноценной работой в Омске стало издание про городскую жизнь, где я писала новости и тексты. Мы искали в сибирском городе инфоповоды, которые будут интересны по всей России, типа открытия кофейни Skuratov.

Потом я уехала в Петербург, чтобы поступить в магистратуру СПбГУ «Высшая школа журналистики». Это было для меня закрытием гештальта, но я понимала, что как можно скорее нужно искать возможность практиковаться.

Фото: Из личного архива
Выпуск из магистратуры СПбГУ

Как началась твоя карьера редактора?

На втором курсе я устроилась на первую работу в Петербурге в интернет-издание про городскую жизнь, где я писала новости и лонгриды и впервые начала редактировать тексты. Мне всегда было интересно, каково это — видеть то, как можно улучшить чужие тексты, при этом не меняя их до неузнаваемости. Вот перед тобой сырой материал, некий творческий порыв, а ты переставляешь буковки и получаешь произведение искусства.

Потом я устроилась в KudaGo. Сначала я писала новости, а потом меня повысили до городского редактора в Петербурге. Форматов текстов, с которыми я работала, стало больше: подборки мест и событий, лонгриды, тесты, интервью. Тогда же у меня появились первые сотрудники — штат из копирайтеров, чьи тексты я редактировала.

Как ты стала главным редактором?

Когда мне предложили повышение, у меня проснулся синдром самозванца. Мне очень помогли мои коллеги, которые объяснили, что мне не придётся, словно Джей Джона Джеймсон из вселенной Человека-Паука, звонить ночами и ругать за опечатки. Я уверена, что такими методами добиться хороших результатов не получится.

Теперь я не только занимаюсь своим разделом в Петербурге, но ещё и курирую других редакторов. Я всех объединяю и формирую общее виденье того, как мы будем работать. Я не вычитываю каждый текст, скорее, направляю коллег и даю советы.

Сейчас я понимаю, что всё вело меня к тому, чтобы я стала главным редактором. Художественное виденье помогает мне делать вёрстку привлекательнее, а рекламное — рассказать о месте так, чтобы люди туда пришли.

Фото: Из личного архива
Появление на телевидении в передаче про то, как отметить 14 февраля

Главное, что изменилось в твоей работе?

Появилась большая ответственность и перед редакцией, и перед читателями. Я буквально отвечаю за каждый материал, который выходит на сайте. Это иногда не даёт спать ночами из-за тревожных мыслей. Всё ли ты делаешь правильно? Всего ли в твоей работе достаточно? Актуально ли то, что ты выпускаешь, читателям?

Этим умственный труд и отличается от физического. Физический длится с 9:00 до 18:00. Умственный труд никогда не заканчивается, ты всегда остаёшься на работе.
Фото: Из личного архива
На любимом рабочем месте в прошлом офисе

Как научиться понимать, что в тексте можно улучшить?

Нужно много читать художественную литературу, она развивает словарный запас и даёт понимание, как пишутся качественные тексты. А ещё следить за СМИ, стиль которых вам нравится, и так развивать насмотренность.

Я бы посоветовала как можно раньше начинать работать. В университете учат теоретическим навыкам, а практики не хватает. Образование может дать хороший старт, но далее каждый ответственен сам за себя.

Со временем ты начнёшь видеть, чего в тексте не хватает, а что лучше убрать. Ты открываешь текст, понимаешь, что в нём главное, какие основные тезисы. Выносишь их вперёд, воду — убираешь. Далее — работаешь над визуалом. Обязательно размышляешь о том, как текст можно адаптировать под социальные сети. Готово!

Текст должен быть таким, чтобы его можно было легко запомнить, сохранить и растащить на цитаты. Задача редактора — сделать так, чтобы читатель не просто прочитал один текст, а вернулся к изданию ещё не раз.

Текст должен быть кликабельным, а не кликбейтным!

Сколько человек нужно для того, чтобы текст увидел свет?

Первый — это автор, который найдёт инфоповод, пообщается с героем и напишет текст.

Второй — редактор, который будет текст причёсывать, редактировать, проверять фактологию.

Третий — SMM-специалист, который будет текст распространять дальше. Иногда это не один человек, а команда.

Фото: Из личного архива
С коллегой и подругой Ксюшей Ира вместе ещё с прошлого места работы

Сколько раз редактору нужно проверять текст?

Проверять текст нужно три раза.

В первый раз ты корректируешь явные опечатки, ошибки, которые бросаются в глаза. Второй раз ты проверяешь на стилистику и параллельно размышляешь над визуальными улучшениями. Третий раз — через пару часов, чтобы вносить финальные правки со свежей головой. Ты проверяешь, как текст будет выглядеть в итоге на сайте.

Термины, которые ты используешь в работе

Мем, который про Иру сделали её коллеги
Фото: Из личного архива
Тортик по мотивам мема
Фото: Из личного архива

Главный миф о профессии журналиста

Многие начинающие авторы уверены, что журналистика — это сплошное творчество. Разумеется, не без этого. Но соотношение даже не 50% на 50%, а 30% на 70%.

Конечно, слова — это твой рабочий инструмент и ты действительно можешь наполнить их разными красками и смыслами. Но это всего лишь 30% в работе над текстом. Остальные 70% — это оформление статьи на сайте, юридическая проверка на нарушение чьих-то прав или оскорбление чувств, работа с визуалом и выбор фото, продвижение материала через социальные сети, получение трафика с помощью СЕО, монетизация.

Журналисту недостаточно просто уметь красиво писать, чтобы его читали. Текст никому не нужен, если он нравится только автору. Материал должен быть интересен и, главное, понятен и близок читателю.

Чего не хватает при обучении на журналиста?

Освещения юридических тем. В университете вам максимум рекомендуют изучить законы о рекламе и закон о средствах массовой информации. Этого недостаточно, нужно подробно разбирать конкретные кейсы. В каких случаях можно публиковать фото детей? Почему нельзя называть бренды «самыми лучшими»? Из каких источников можно брать фотографии? А из нового — чем грозит реклама в СМИ без маркировки?

Фото: Из личного архива
Ира с любимыми редакторами

Какие изменения в подаче контента сейчас происходят?

Мы интегрируем в тексты диджитал-форматы. Например, интервью оформляем в виде переписки в Telegram. Фотографии в тексте стали более живыми, а не постановочными. Сейчас в моде естественность и простота.

Делаем акцент на видео. Если раньше в моде были длинные горизонтальные видео, то сейчас чаще смотрят короткие вертикальные. За одну минуту мы должны рассказать всё самое главное и привлечь к нам.

Длинные тексты — всё?

Все потребляют контент по-разному: кто-то любит лонгриды, а кто-то смотрит только видео. В Дзене, например, читают тексты от 10 000 знаков. Но теперь большие тексты точно нужно адаптировать под короткие форматы, например, карточки для соцсетей.
Фото: Из личного архива
На съёмках корпоративного видео KudaGo

Материалы, которыми ты гордишься

Материал про мой родной город Омск. Я сейчас мало пишу сама, нет времени. Но я очень это люблю, для меня это как спорт, чтобы не потерять сноровку. Тренеру нужно регулярно разминаться, у меня с текстами так же.

Ещё один важный для меня материал мы создали в формате Telegram-бота наравне с известными блогерами. Это авторский маршрут для прогулок по летнему Петербургу, который до сих пор можно пройти.

Я также горжусь нашей благотворительной работой на сайте. Мы стараемся поддерживать фонды помощи детям и взрослым, рассказываем, где взять животных из приюта, информируем, куда сдать вещи на переработку. Мы не заставляем помогать и не просим пожертвовать деньги, а даём возможность принять решение помочь самому.

За что ты любишь свою работу?

Однажды мы делали материал про животных, у которых нет дома. После публикации многие писали редакции, что благодаря нам у них появился пушистый друг. В такие моменты я понимаю, что моя работа нужна и важна. И пусть я не смогу рассказать обо всех интересных местах в мире и спасти каждого бездомного котика. Но я могу помочь кому-то одному найти дом или, как минимум, занятие на вечер. За это и люблю эту работу. За то, что я понемногу, но каждый день помогаю людям.

Фото: Из личного архива
Фотосессия для проекта, где Ира делится маршрутом по Питеру

За что не любишь?

Я гуманитарий на 100% и меня бесит, когда ломается сайт, админка вылетает, фотки не грузятся, ссылки не вставляются. Тяжело, когда я не понимаю, как технически реализовать задумку клиента, которая родилась в твоей голове. Хочется, чтобы ты только представил, а у тебя уже появилась интерактивная карта, где при нажатии на место ты сразу туда перемещаешься, а кофе с круассаном, на которые ты кликнул, оказывались в твоих руках.

Дальнейшие планы

Я надеюсь, что KudaGo будет появляться всё в новых городах России и станет проводником по нашей стране. Уверена, что если бы в каждом городе был свой KudaGo, туда приезжало бы больше туристов. На данный момент мы ведём пять городов — Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань.

Но я уверена, что в каждом российском городе есть о чем рассказать. Классные предприниматели, локальные бренды, уникальные места есть везде, но о них мало кто знает. Хотелось бы появиться и в странах СНГ, ведь там тоже очень много интересного.

Хочется пожелать редакции как можно больше творческих идей, возможностей для создания проектов и уверенности, что мы делаем нужное дело. Потому что даже когда кажется, что твоя работа никому не нужна, помните, что это не так. Даже если один человек прочитал ваш материал — он оказался кому-то важен.

Беседовала Валерия Сдобникова

Оставьте комментарий
Рекомендации