Подология — это наука о стопе. Подолог — это специалист, который занимается обработкой стоп и ногтей. Чаще всего у меня бывают пациенты с проблемными стопами и ногтями. Но иногда приходят и просто на гигиенический педикюр.
К подологу обращаются чаще, когда что-то болит: беспокоят трещины, мозоли, натоптыши, вросшие ногти, травмы ногтевой пластины. Приходят также с грибком ногтей и стоп, обращаются после снятия покрытия с ногтевой пластины (далее — НП).
Чаще всего пациенты просто видят, что с НП что-то не так: произошла отслойка от ногтевого ложа, образовались трещины НП, борозды, утолщения, а НП стала хрупкой, тонкой, ломкой. Конечно, обращаются со стопой при сахарном диабете, для этого заболевания характерна так называемая «диабетическая стопа».
Неожиданно. До того как я сюда попала, я практически не сталкивалась с проблемными ногами. Был у меня вросший ноготь, но тогда, 20 лет назад, я пошла к хирургу, и всё. Замечала, что у бабули «что-то не так с ногтями». Но я никогда не думала, что есть отдельный специалист для решения таких задач, многие из которых решаются при первом посещении.
Впервые увидела примеры таких проблемных ногтей, когда подруги случайно показали мне фото из интернета. Тем самым они навели меня на мысль, что при моём медицинском образовании (я фельдшер, раньше работала на скорой помощи) я могу обучиться на подолога, а после — работать в этой интереснейшей профессии. Спасибо им за это!
Обычный рабочий день начинается со стерилизационной. Смотрим, какие инструменты уже готовы, а какие надо дезинфицировать, стерилизовать, упаковать, отсортировать. Дальше я веду приём пациентом в своём кабинете: они приходят ко мне по записи, как и в любую другую клинику. В течение дня я также обрабатываю инструменты при необходимости, делаю пару перерывов на отдых, обед.
Инструменты у нас похожи на те, что используют для обычного педикюра, но все отличаются. Есть и кусачки, и щипцы, и ножницы, а ещё тампонодержатели, кюретки, пилки. А есть отдельные инструменты для работы с вросшими ногтями. Этот раздел подологии называется ортониксия — он подразумевает установку разных корректирующих систем на ногтевую пластину. И можно сказать, что эти инструменты похожи на хирургические.
Пациенты все разного возраста и пола. Ещё не встречала ни одних одинаковых ног, хотя у всех у нас есть правая и левая, пять пальцев на каждой. И в то же время у всех всё по-разному: на том, как выглядит стопа, отражается образ жизни человека, генетика, то какую обувь он носит, как за ней ухаживает, как следит за ногами.
Интересны все пациенты. Но особенно — совсем юные и совсем взрослые. Старшему поколению часто одиноко, они любят пообщаться и могут рассказать кучу интересного из своей длинной жизни. Помню, один мужчина на приёме весь час говорил, рассказывал, читал стихи, я даже слово вставить не могла. А когда уходил, сказал: «Как же мы с вами хорошо поговорили!».
Был забавный случай с мужчиной, которого мучила стержневая мозоль. Он ходил с ней несколько месяцев, она очень болела, а он даже не знал, куда с ней обратиться. Мозоль ему удалили всего за 15 минут. Он был в замешательстве: «Как так! И всё? Я ехал к вам два часа в пробках из-за города! Мозоль так долго болела! И всё так быстро и без боли. И я могу ходить нормально?»
Вот это и ценно в моей работе! И это не единственный случай.
Всё! Многие недоумевают и спрашивают, как можно любить эту работу. Это же «фу» и так далее... Но для меня таких вопросов никогда не стояло. Это любовь с самого начала, и с годами она становится только больше.
В эти моменты я говорю судьбе спасибо за то, что она даёт мне такую возможность. Постоянно испытываешь радость и удовлетворение от результата своего труда. А это очень ценно в нашей жизни, ведь большую её часть мы проводим на работе. Были в моей жизни профессии, которые не приносили удовлетворения: ходишь на работу каждый день и тяготишься этим. А сейчас я каждый день хожу на работу с хорошим настроением!
Многим коллегам не нравятся «скандальные» пациенты. Я же стараюсь относиться к этому как к части работы, хоть и не очень приятной. Когда пациент приходит в клинику и у него «БОЛИТ», не каждый из них может улыбаться и быть вежливым. Часто в таком состоянии он испытывает раздражение и гнев.
Мы с ним периодически сталкиваемся в нашей работе. Есть люди, которые очень любят некоторые действия с их ногами, испытывают от этого удовольствие. Это не удивительно, ведь на ногах находятся все рефлекторные точки нашего организма, связанные практически со всеми органами. Когда мы делаем педикюр, лёгкий массаж, появляется такое ощущение, что тело получает лёгкость.
Некоторые очень пристально относятся к своим ногами, например, когда лечат какое-то поражение. Они с большим трепетом и вниманием подходят к процессу лечения и могут даже линейкой отмерять каждый миллиметр отросшего ногтя.
Как я к нему отношусь? Абсолютно нормально. У каждого есть свои пристрастия. Кто-то любит массаж головы, а кто-то любит массаж ног. В этом нет ничего такого.
Подологом можно стать, закончив специальные курсы. Специалисты часто спорят, нужно ли медицинское образование. Я считаю, что нужно. И в нашем Центре подологии нет специалистов без медицинского образования. Но по существующему законодательству допустимо работать и без него.
Часто говорю совсем юным пациентам, но, бывает, и взрослым, что нужно соблюдать гигиену: мыть ноги каждый день, носки менять каждый день (а некоторым — и по нескольку раз в день) и сменную обувь переодевать в течение дня.
Мыть — это не просто помочить, стоя под душем, а с мылом и между пальцев. Вытереть — это не постоять на коврике, пока вытираешь остальные части тела, а вытереть конкретно стопу, пальцы и между ними. Стричь ногти прямо и подпилить острые углы. Сухие ноги увлажнять, а влажные подсушивать соответствующими средствами. Но это всё — общие советы, которые многие люди и так выполняют.
Автор текста — Валерия Сдобникова
Оставьте комментарий