Режиссёр руководит всеми процессами производства — от сценария до дизайна титров. На режиссёре монтажа лежит ответственность за то, чтобы материал получился таким, каким его представляют, чтобы он вызывал нужные эмоции у зрителя при просмотре. То есть человек этой профессии может изменить историю через монтаж.
Думаю, режиссёр монтажа в первую очередь управляет эмоциями и смыслами. Один из главнейших принципов монтажа был создан ещё в 20-е годы прошлого столетия — я про эффект Кулешова. Для меня до сих пор это истина, когда мы говорим об искусстве монтажа и о работе монтажёра.
Зритель не воспринимает один отдельный кадр в кино, как это бывает с картиной в галерее. Зритель видит последовательность кадров, и это приводит его к определённому восприятию и пониманию произведения. И то, в какой форме перед зрителем появятся эти кадры, зависит от режиссёра монтажа.
По моим ощущениям, от материала зависит очень многое. К сожалению, не всегда у съёмочной группы получается прийти к результату, на который все рассчитывали. И в этом случае вся надежда на режиссёра монтажа. Часто на съёмке можно услышать такие шуточки, мол, на постпродакшене всё исправим. Тогда вся ответственность за выход качественного продукта в итоге лежит уже на мне. На съёмке сделали всё, на что были способны, а время — деньги, поэтому переснимать никто ничего не будет, если материал вышел не настолько хорошим.
Заказчик ждёт готовый продукт, и именно руками монтажёра надо сделать «конфетку». Это и большая ответственность, и вызов самой себе. Превратить не до конца доработанный материал в интересную и цепляющую картинку, которой все будут довольны, — это целый квест.
Во-первых, нужно уметь налаживать качественную коммуникацию, чтобы точно понимать, что хочет заказчик и чётко передавать эту информацию монтажёрам-помощникам, объяснять всё быстро и понятно. Во-вторых, нужно иметь вкус, знать, когда картинка работает, когда она выглядит стильно и привлекательно. На техническом уровне нужно знать и понимать, как использовать различные монтажные приёмы, как их гармонично друг с другом сочетать, как не перебарщивать.
Важно прокачивать свою насмотренность, не зацикливаться на чём-то одном, мыслить шире, не бояться пробовать. Ещё нужно уметь воспринимать конструктивную критику и смотреть на свою работу свежим взглядом, быть усидчивым.
Иногда в его задачи входит не только монтаж, но и саунд-дизайн, цветокоррекция, моушн-дизайн. Чем больше техник в твоём арсенале, тем быстрее вы с командой придёте к общему видению. При просмотре контента я обращаю внимание абсолютно на всё. Но главное — это то, как картинка держит моё внимание.
Это определённо развивает навык многозадачности: ты учишься не терять информацию, чётко и быстро передавать её нужному человеку, быть ответственным за результат всей команды. Это тренирует терпение и развивает навыки коммуникации. Ведь курирование — это всегда обмен информацией, и моя задача — наладить контакт так, чтобы все друг друга понимали.
Одна из самых важных составляющих монтажа — это ритм повествования. Мы с ребятами прокачиваем это с самого начала работы. Монтажёр должен чувствовать ритм ролика, где надо завлечь, где надо дать отдохнуть зрителю, где погрузить в детали и так далее. Готовый ролик надо воспринимать как целую композицию с завязкой, кульминацией и развязкой. Сюда добавляются ещё музыка, голос диктора, цитаты из фильмов, если мы говорим о познавательно-развлекательном контенте.
Монтажёр должен стремиться к тому, чтобы из всего разнообразия материала сделать единую композицию, которая будет держать внимание зрителя. Нужно быть очень внимательным к мелочам. Обязательно на первых порах что-то слетит: картинка, звук, титр. Монтажёр с небольшим опытом этого просто не видит.
У меня не было такого опыта. И слава богу. Это было бы тяжело и энергозатратно, если изначально монтаж сделан плохо. Тебе, во-первых, нужно влиться в материал, который уже видоизменён. Во-вторых, проанализировать, почему монтажёр сделал так, а не иначе. Если бы я с таким столкнулась, мне было бы легче начать новый монтаж самой, чем перемонтировать чужую работу.
Одна из самых любимых работ — это ироничный ролик с Даниилом Воробьёвым. Мне нравится атмосфера в этом видео, я её сразу прочувствовала. Мне было интересно монтировать такой забавный материал. Челлендж был в том, чтобы выдержать баланс между «серьёзной» историей и шутками. И при всём этом, конечно, донести эту идею фанатам фильма. Получилась красивая работа с множеством примеров, классным звуком и ритмикой.
Один из самых трудных проектов был посвящён серии роликов в поддержку выхода сериала «Король и Шут». Это был, наверное, самый глобальный съёмочный проект на «Кинопоиске», в котором я участвовала. Это было сложно и долго, было множество этапов по согласованию, но все усилия оправдались, и вышел очень крутой материал, который порадовал фанатов.
Снимать всё, что приходит в голову, установить любую монтажную программу на компьютер и сделать свой первый ролик. Надо почувствовать, что вы хотите передать через видео и посредством чего вы к этому придёте.
Работа удалась тогда, когда спустя год пересматриваешь свой ролик и у тебя до сих пор мурашки. Я достаточно критично отношусь ко всем визуальным штукам, которые вижу. Я чувствую, что всё делаю правильно, когда спустя время возвращаюсь к своим работам и они вызывают у меня те же положительные эмоции.
Беседовала — София Маргацкая.
2 комментария