Новости

Go по работам: создатель авторских кукол о свободе от канонов, медицинском скальпеле и коллекционерах

Когда и как ты решила заниматься куклами?

Это интересная история. Моя дипломная работа предполагала написание картины «Портрет дочери». Концепция была следующая: полугодовалый ребенок сидит в окружении игрушек и держит в руках куклу. Тогда я почему-то решила сама создать тряпичную куклу, но только через десять лет попробовала самозатвердевающий пластик. У меня не было никакого опыта, а мастер-классы и онлайн-курсы тогда ещё никто не проводил. Какие-то обрывочные знания по созданию кукол из пластика можно было узнать из интернета, но чаще я доходила до всего самостоятельно, методом проб и ошибок. Мне, например, до сих пор нравится корректировать детали с помощью медицинского скальпеля: просто когда я начинала работать, он был под рукой.

Фото: Из личного архива

Первые куклы: какими они были?

Первые мои куклы из пластика были совершенно обычными. Статичными, без игровых моментов, которые так многим (и мне тоже!) нравятся. Они точно не были произведением искусства, и совершенствовать технику приходилось единственным способом — повторением процессов, из раза в раз, не опуская рук. Потом до меня дошло, что в процессе создания кукол нет никаких канонов, их можно делать такими, как хочется в первую очередь мне.

Так и появился мой собственный стиль, моя визитная карточка — слегка «заплаканное» лицо куклы, дизайнерская одежда и аксессуары (например, в виде заячьих ушек). Каждая из моих кукол стоит на авторской подставке — иногда это целый ансамбль, который дополняет и раскрывает образ.
Фото: Из личного архива

Расскажи о процессе создания куклы

Всех кукол я делаю из запекаемого пластика. Голова и ручки — шарнирные, волосы — натуральные, из шерсти ламы или козы, либо лепные. Для гардероба чаще всего я использую оригинальные ткани Tilda и нередко сама придумываю нестандартные техники пошива. По второму образованию я дизайнер-модельер и в своё время даже шила коллекции одежды, участвовала с ними в конкурсных показах и занимала первые места.

Фото: Из личного архива

Создание платьев для кукол мне особенно нравится: я делаю их в единственном экземпляре, и они больше не повторяются. Но есть этапы, которые мне не нравятся. Это монотонная, механическая работа вроде шлифовки деталей, от которой, к сожалению, никуда не деться.

С какими сложностями приходится сталкиваться?

Обычно на одну куклу уходит не меньше месяца, но бывает, что процесс затягивается, особенно когда работаешь над несколькими одновременно.

Сейчас, увы, есть проблемы с поиском материалов: нет клея «Момент», одно время не было пластика, из которого я делаю кукол, с хорошими акриловыми красками прямо беда.

Что тебя вдохновляет?

Меня часто вдохновляют путешествия, когда я возвращаюсь домой и окунаюсь с головой в творчество. Люблю смотреть различные иллюстрации на Pinterest: впитываю и накапливаю идеи, и в один прекрасный момент задумываю что-то своё.

Как рождаются образы?

Обычно у меня в голове всегда несколько образов будущих кукол. Это приходит постепенно, я никогда не откидываю никакие идеи, просто оставляю их дозревать. Ещё в свои творческие артбуки я заношу образы будущих кукол: делаю зарисовки, рисую платья, вклеиваю кусочки тканей, декора, и потом, через некоторое время, из этих зарисовок появляется кукла.

Фото: Из личного архива

Как научиться создавать кукол?

Я считаю, что создать куклу может каждый. Если есть способности к рисованию, лепке, ваянию — хорошо, если нет — ничего страшного. Сегодня нет необходимости до всего доходить самостоятельно, есть платные видео-мастер-классы у многих мастеров, в том числе, и у меня, есть множество бесплатных уроков на YouTube. В конце прошлого года я выпустила книгу «Шарнирная кукла в смешанной технике», где рассказываю о секретах и технологиях процесса и о том, какие материалы необходимы. Она продаётся в основных интернет-магазинах.

Фото: Из личного архива

Кукла готова. Куда она отправляется дальше?

Мои куклы, конечно же, чаще всего живут у коллекционеров из России. Но также немало их отправилось в различные европейские страны, в США, не обошли вниманием моих кукол и коллекционеры из Китая. Теперь, когда я планирую выпускать шарнирных кукол из полиуретана, думаю, география будет только расширяться.

Себе я кукол не оставляю. Чем дольше я смотрю на готовую работу, тем больше мне хочется в неё что-то добавить, то есть работа в таком случае никогда не закончится.

Интересные истории, связанные с куклами

С покупателями у меня связано несколько интересных историй. Однажды у меня купили куклу сообща несколько студенток театрального вуза. Потом они рассказали, что подарили её своему педагогу, актрисе Елене Ксенофонтовой.

Есть и другой случай. Мужчина решил сделать подарок своей любовнице и заказал куклу с её лицом (прислал фотографию). Пока я работала, он успел расстаться с пассией и попросил всё переделать, прислав на этот раз фотографию жены. Конечно, я всё исправила, но с тех пор портретными куклами больше не занимаюсь, да и вообще не делаю кукол на заказ.

Фото: Из личного архива

Каждая кукла уникальна или есть те, что повторяются?

Мои куклы не повторяются: каждая существует в единственном экземпляре. Но я надеюсь, что благодаря моему выработанному стилю, всегда, глядя на кукол, можно сказать, что это куклы от Полины Инякиной. И в этом, наверное, и есть их сходство.

Оставьте комментарий
Рекомендации