Новости

И даже смерть не объединит нас: рецензия на фильм «Брат и сестра»

Луи (Мельвиль Пупо) и Алис (Марион Котийяр) — брат и сестра. Он бывший учитель и писатель, который в своих произведениях выставляет сестру не в лучшем свете. Она известная театральная актриса, поэтому книги брата вредят её репутации. Вот уже более 20 лет они не общаются друг с другом и даже не хотят видеться. Но смерть обоих родителей должна изменить хоть что-то в их отношениях.

Фильм Арно Деплешена был показан в этом году на Каннском кинофестивале, однако остался без наград.

Режиссёр сразу не обещает нам головокружительный сюжет. Деплешен просто даёт набор ситуаций из прошлого и настоящего и совершенно не связывает их воедино. Вот есть брат и есть сестра. И они уже заведомо существуют во вселенной, где не переносят друг друга на дух. У Луи умирает шестилетний сын, и он даже не пускает сестру на порог, которая решила принести соболезнования. Да, она ни разу за всё время не навестила племянника и не отправила ему ни одного подарка, однако и поведение Луи было жестоким и бесчеловечным.

Пять лет спустя их родители попадают в аварию. Мама (Николетт Пишераль) оказывается в коме, а папа (Жоэль Кюденнек) — в реанимации, в тяжёлом состоянии. Оба на грани смерти. Казалось бы, вот момент, чтобы брат и сестра вновь могли заговорить друг с другом. Однако Луи и Алис продолжают вести себя как дети — приходят к родителям в разное время, заходят через противоположные двери, а если и сталкиваются в больничных коридорах, то инсценируют обмороки. Всё, что угодно, лишь бы не столкнуться с выдуманным врагом лицом к лицу.

Самое главное — до самого конца ни зрителям, ни, кажется, самим героям не ясна причина такой обоюдной и неконтролируемой ненависти. Деплешен посчитал, что каждый сам для себя ответит на этот вопрос. Однако некоторые намёки в драматургии прослеживаются.

Фото: afisha.ru
Фото: kino-teatr.ru

Возможно, Алис завидует свободе брата. Он отказался от работы и цивилизации, чтобы жить чуть ли не на краю земли, ездить на лошадях и вместе со своей женой строить собственную ферму. Всё мирское ему чуждо, он — истинный христианин, католик. Правда, когда он попадает в городскую среду, тут же соблазняется на наркотики и алкоголь. Может быть, он не так уж и свободен? По крайней мере от зависимостей. Может, именно поэтому он уезжает далеко за город, в горы, чтобы не сопротивляться собственным слабостям.

Алис другая. Даже после прочтения очередной книги брата, которая доводит её до слёз несправедливыми эпизодами о ней, или после того, как родители попадают в жуткую аварию, а затем на больничную койку, она не может отказаться от участия в спектакле. Она не имеет права нагрубить назойливой фанатке, которая караулила её, а затем и вовсе втёрлась в доверие, чтобы проводить вечера вместе с Алис в барах. Даже смерть родителей не такой убедительный предлог, чтобы женщина могла покинуть репетицию. Ей в какой-то степени стыдно, что это происходит. Ей стыдно, что её серьёзные на самом деле проблемы мешают ей работать. Она заложница собственной профессии. Единственный раз, когда Алис по-настоящему срывается и даёт волю эмоциям — это в аптеке, когда фармацевт пытается дать ей совет по поводу дозировки антидепрессантов. В остальном у Алис стальные нервы.

Ещё один намёк на причину взаимной ненависти — это успех Луи в писательстве. Алис, будучи старшей в семье, добивалась своего актёрского триумфа гораздо дольше, чем брат, написавший гнусные вещи про их взаимоотношения. Однако что теперь? Ведь Луи пустил свой талант на самотёк, а Алис заполучила свой громкий успех и продолжает красоваться на огромных баннерах по всему городу.

И как бы это ни было очевидно, вполне вероятно, что ненависть между братом и сестрой рождена из отношения родителей к ним обоим. Алис всегда была любимицей мамы и папы, их гордостью, а Луи на каждый день рождения получал напоминания о своей несостоятельности и ничтожности. Мол, Пикассо в его возрасте уже нарисовал первую гениальную картину, а ты, Луи, так ничего и не добился.

Но всё это домыслы. То ли зрителей, то ли самих героев, которые лишь разыгрывают отрывочно-истеричные сцены.

Деплешен начинает сюжетную линию и бросает, не доводя её до логического завершения. Луи и Алис действительно ведут себя, словно дети, которые наверняка уже забыли причину ссоры, но продолжают друг на друга обижаться. Их эгоизм и мнимая гордость даже выше того, чтобы объединиться на похоронах родителей. Алис сидит в первом ряду и, как школьница, пишет записку для брата, чтобы наконец-то поговорить. А Луи стыдливо прячется за деревом, чтобы не столкнуться с ней. В конце концов, ничто так и не пересилит глупую наивную упёртость. И к чему же всё это было? — очередной риторический вопрос.

Но что поистине восхищает, так это Марион Котийяр, которая убедительна в любой сцене фильма. Безусловно, она гениальная актриса, которой достался бенефис на экране. Но стоило ли убеждаться в её профессионализме ещё раз на протяжении почти двух часов? Снова вопрос без ответа. Впрочем, как и сама лента.

Текст — София Маргацкая

Оставьте комментарий
Рекомендации