Новости

Имитация счастливой жизни: рецензия на фильм «Фрау»

Кристина (Елизавета Янковская) — балерина в Пермском театре. Она живёт с бабушкой (Людмила Чиркова) и мамой (Инга Оболдина), которые не смогли устроить своё счастье и теперь все надежды возлагают на девушку. Кристина может похвастаться лишь женатым любовником-хирургом (Алексей Розин), с которым точно нет шансов создать семью. Но однажды она знакомится с Ваней (Вадик Королёв) — обычным работником магазина «Охота и рыбалка». Он живёт в мечтах, на свидание носит бутерброды с колбасой и хочет стать рыцарем для той самой, которую будет звать Фрау.

Любовь Мульменко — первоклассный отечественный сценарист. В сотрудничестве с Нигиной Сайфуллаевой, Оксаной Бычковой, Наталией Мещаниновой она доказала, что умеет складывать текст в визуальную партитуру. А ещё умеет делать тонкое кино и чётко работать с бытовым реализмом. Теперь же Мульменко не только сценарист, но и режиссёр. Её первая работа «Дунай» рассказывала о побеге героини из шумной Москвы в спокойный Белград с замахом на артхаус. «Фрау» же — практически жанровая работа.

«Фрау» — это современный ромком, помещённый в Пермь лишь условно. Такая история могла произойти где угодно и с кем угодно. Кадры выверены, симметричны, а порой и вовсе кричат от цвета, как в фильмах Уэса Андерсона. Вся лента построена на двоемирии и антитезе. Быт сталкивается с фантазией, реальность — с ожиданиями, любовь — с одиночеством.

Узнаваемы и основные архетипы истории. Для Мульменко здесь ключевую роль играет кастинг. Обаятельный Вадик Королёв (солист группы OQJAV) как никто другой справляется с ролью странного и непонятого всеми романтика и недотёпы. Елизавета Янковская оказывается куда более приземлённой, немного нервной.

Отношения героев держатся на двух столпах. Первый — идеализация. Ваня видит в Кристине принцессу, ту самую Фрау. Второй — действие назло. Кристина хочет отомстить своему нелепому любовнику, а ещё натужно показать маме и бабушке, что у неё кто-то есть. Поэтому эти две противоположности сходятся и начинают строить «счастливую семью», основываясь на каких-то социальных представлениях.

У Мульменко сказка — лишь оболочка. Чёрно-белые вставки про рыцарскую историю Вани и одержимость «Легендой об Уленшпигеле» — лишь попытка казаться, а не быть, которая разбивается о реальность и запутанные чувства. Театральная жизнь Кристины — тоже всего лишь антураж, а балет не так привлекателен, как кажется со сцены.

Сказочная обёртка оказывается красивым фантиком, за которым скрывается горькая правда: герои не знают, как жить, и просто боятся одиночества.

За счёт своеобразного обмана на нарративном уровне и получается драма с комедией. От фильма в действительности то живот болит от хохота, то щёки щиплет от слёз.

Мульменко показывает эту историю с разных точек зрения. По ощущениям экранное время между Ваней и Кристиной разделено чуть ли не до миллисекунды поровну. Однако всё равно чувствуется крен в сторону женского образа. На Кристину больше давления со стороны общества и семьи, которые диктуют, как правильно строить семью и быть счастливой. На героиню сваливается вся неуклюжесть её избранника от безысходности. Да и её личные проблемы никуда не деваются, их явно больше, чем у мечтательного Вани.

Мульменко пишет историю девушки в современном мире, обрамляя её очень простыми и незамысловатыми приёмами. Обыкновенная классика с нотами актуальности. За счёт этого кино получается точным, понятным и с терапевтическим эффектом.

Текст — София Маргацкая

Нельзя не отметить, как в «Фрау» восхитительно написаны и произнесены диалоги. Их лёгкость и непосредственность — то, что не позволяет свалиться ромкому по-русски в душераздирающую драму или трагедию. Даже с грустным финалом результат поразительный. А жить и любить хочется как никогда прежде.

Оставьте комментарий
Рекомендации