Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Казино, гангстеры и Маленькая Италия — путеводитель по фильмографии Мартина Скорсезе

Недавно в повторный прокат вышел культовый фильм «Славные парни» Мартина Скорсезе. За свою карьеру голливудский классик создал около 60 художественных и документальных картин. О чём же снимает свои фильмы Мартин Скорсезе и почему его сюжеты до сих пор волнуют зрителей?

2484
Фото: medium.com

Жизнь американских гангстеров

Начиная с первых короткометражных фильмов 1960-х годов и заканчивая «Ирландцем», Скорсезе знакомит зрителей с наиболее близким для себя миром — миром гангстеров Нью-Йорка. Мартин рос в квартале, где сосредоточились эмигранты из Италии, а вместе с ними и уличный беспредел, бедность, насилие и убийства. Эту картину Скорсезе наблюдал с самого детства порой прямо из окна своей комнаты. Эту атмосферу злой уличной жизни режиссёр и начал воссоздавать в своих фильмах. Его герои — молодые парни, в силу обстоятельств вынужденные выбирать криминальный путь. Они жестоки, агрессивны и наполнены порой животным сумасшествием, смешанным с непринятием уже установленных законов улиц. Эти герои грубы, решают проблемы силой и оружием, не задумываясь о последствиях. Несмотря на то, что подобный тип персонажа уже существовал в кино, Скорсезе удалось не только сделать его максимально реалистичным, но и не романтизировать. Герои его картин могут вызывать отвращение, непринятие и даже страх. Как говорит сам режиссёр:

«Жестокость моих фильмов неприятна. Мне самому неприятно […] я видел много насилия там, где я вырос, […] это было частью меня».

Однако для Скорсезе это не просто истории или воспоминания о прошлом. Каждый фильм об уличных гангстерах привлекает внимание к этой проблеме — почему такие люди могут безнаказанно устраивать произвол на улицах и притеснять окружающих? И как бороться с ними представителям закона и обычным гражданам? Эти вопросы всегда волновали Скорсезе, поэтому он так выразительно и эмоционально рассказывает в своих фильмах гангстерские истории, погружая зрителя в бедные районы Нью-Йорка второй половины ХХ века.

Фото: Роберт Де Ниро, Мартин Скорсезе и Харви Кейтель на съемках фильма «Злые улицы», 1973
Фото: Роберт Де Ниро, Мартин Скорсезе и Харви Кейтель на съемках фильма «Злые улицы», 1973

Однако гангстерский мир фильмов Скорсезе неоднороден, он меняется и развивается. Если первые работы показывают жестокий мир уличного бандитизма, наполненный молодой кровью, то персонажи из «Славных парней» (1990) уже представляют более элитную прослойку гангстеров. Они устанавливают свой порядок не только среди мафии, но даже в полиции или правительстве. После долгого развития гангстерской тематики своеобразным эпилогом стал стал почти четырёхчасовой фильм «Ирландец» (2019). Реальная история взаимоотношений водителя Фрэнсиса Ширана и члена мафии Рассела Буфалино изобилует жестокостью и убийствами. Однако в конце от банды гангстеров не остается ничего, кроме одинокого главного героя в исполнении Роберта Де Ниро. Режиссёр будто бы хоронит всю гангстерскую тему, взращённую «Злыми улицами» и «Славными парнями».

Фото: Постер к фильму «Ирландец», 2019
Фото: Постер к фильму «Ирландец», 2019

Христианские отсылки

Важную роль в жизни Скорсезе с детства играла религия. Мальчик родился в строгой католической семье, ходил в школу при соборе Святого Патрика, а в подростковом возрасте поступил в семинарию, чтобы в будущем стать священником. На это решение повлияло не только воспитание маленького Мартина, но и положение деятелей церкви в обществе. Они были уважаемыми людьми, которых не трогали криминальные авторитеты. Карьера священника у будущего режиссёра так и не сложилась — вскоре его выгнали из семинарии, однако религиозность никогда не покидала творчество Скорсезе. Христианскими мотивами наполнено большинство его фильмов.

Герои Скорсезе, даже будучи самыми жестокими гангстерами, ходят в церковь, крестят своих детей и то и дело вспоминают Бога и его волю на Земле

Однако для самого Скорсезе намного важнее передать веру внутри человека. Режиссёр постоянно ставит своих персонажей перед внутренним выбором между хорошим и плохим. Так, уже в первом полнометражном фильме «Кто стучится в мою дверь» главный герой в исполнении Харви Кейтеля мечется между обуреваемыми его страстями и церковной моралью. Подобный внутренний выбор совершает и герой «Злых улиц» Чарли, разрываясь между законами мафии и своей совестью. Эта двойственность персонажей Скорсезе делает их не только объёмными и живыми, но и приближает к самим зрителям, ведь порой каждому человеку приходится делать сложный моральный выбор.

Фото: Кадр из фильма «Последнее искушение Христа», 1988
Фото: Кадр из фильма «Последнее искушение Христа», 1988

Наивысшей точкой соприкосновения с религией для Скорсезе стал фильм «Последнее искушение Христа». В картине, вызвавшей волну критики со стороны религиозных организаций, режиссёр исследует природу человеческого сомнения, противопоставляя характеры проповедника Иисуса и революционера Иуды. Как сказал сам автор: «Иисус жил в мире. Его не было в храме. Его не было в церкви. Он был в мире. Он был на улице».

О важнейшем из искусств

Кинематограф появился в жизни Скорсезе достаточно рано. Будучи болезненным ребёнком, Мартин большую часть времени или смотрел дома телевизор или же ходил в кино вместе с отцом и старшим братом. Как вспоминает сам режиссёр:

«Первые пять‑шесть лет моей жизни я в основном провёл в кинотеатре […] Поэтому именно кино стало тем местом, где мне можно было мечтать, фантазировать, чувствовать себя как дома»

Будущий режиссёр мог пересматривать одни и те же картины несколько раз, а в студенческие годы уже цитировал целые отрывки из кинолент. Эта ранняя любовь не только помогла ему определиться с профессией, но и повлияла на дальнейшие темы в собственных работах. На протяжении всей жизни Скорсезе признаётся кинематографу в любви, создавая как документальные, так и художественные фильмы о кино. Его работы об американском и итальянском кинематографе («История американского кино от Мартина Скорсезе» и «Мое путешествие в Италию») — это экспертные пособия для синефилов и начинающих режиссёров. Скорсезе с интересом и в мельчайших подробностях рассказывает зрителю об истории важнейшего из искусств, затягивая в мир, который ему очень хорошо знаком. Самым интересным и при этом уже забытым периодам в кино посвящены и целые фильмы американского автора. Так, в «Хранителе времени» Скорсезе отдаёт дань одному из пионеров киноискусства — Жоржу Мельесу. Тема кино мелькает в фильмах американского режиссёра и в качестве небольших отсылок. Он наполняет свои сюжеты кадрами-оммажами на шедевры мирового кино, вешает на стены домов в кадре афиши и даже вставляет обсуждение кинокартин в диалоги.

Фото: Кадр из фильма «Хранитель времени», 2011
Фото: Кадр из фильма «Хранитель времени», 2011

Волшебство изображения

К съёмкам и монтажу американский режиссёр всегда относился с особой тщательностью. Почти ко всем фильмам автор рисует раскадровки для самых важных сцен. Одну из своих первых картин «Берта по прозвищу «товарный вагон»» Мартин вообще зарисовал полностью. Таким образом режиссёр до мельчайших деталей продумывает, как и в какой позе должен стоять актёр и какие при этом используются ракурсы камеры. За всю свою карьеру Скорсезе использовал всевозможные операторские и монтажные приёмы, любимыми из которых стали слоумо, сверхкрупные планы и флешбэки. Постоянно меняя способ съёмки и активно работая над постпродакшеном, американский режиссёр делает свои фильмы визуально ёмкими, а главное — динамичными. Скорсезе не сторонится экспериментов. Чего стоит только сцена из «Славных парней», снятая одним дублем в течении трёх минут. За это время герои успевают спуститься в ночной клуб, пройти подвальные коридоры, кухню и сесть в главном зале. Постановка этого эпизода потребовала не только больших технических средств, но и невероятного мастерства и терпения участников съёмок, ведь все актёры, начиная от главных героев и заканчивая массовкой, должны были безошибочно играть свою роль.

Прилагать столько усилий было бы невозможно без огромного интереса к самому процессу съёмок, который у Скорсезе присутствует ещё с ранних студенческих лет и который позволяет ему создавать сложные с точки зрения реализации сцены, сравнимые по масштабности с лучшими работами Золотой эпохи Голливуда.

Текст — Кристина Ибрагимова

Концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Классика и органная музыка для всех.
Купить билет

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


  Опубликовано ID33308

Комментарии к «Казино, гангстеры и Маленькая Италия — путеводитель по фильмографии Мартина Скорсезе»

Рекомендации