Новости

Марк Ротко: когда цвет обретает голос

Предлагаем поговорить об этом неординарном художнике, заставившем цвет рассказывать целые истории.

Фото: artchive.ru

От традиции к беспредметности

Марк Ротко (настоящее имя — Маркус Роткович) начал погружение в мир искусства с уроков Аршиля Горки и Макса Вебера. Влияние последнего очень заметно в ранних работах художника, которые можно назвать относительно традиционными.

Макс Вебер. Русский балет
Фото: 2queens.ru
Макс Вебер. Шаббат
Фото: 2queens.ru
Марк Ротко. Без названия
Фото: artchive.ru

Далее последовало увлечение произведениями Пауля Клее и Жоржа Руо, после — знакомство с Мильтоном Эвери. Именно он дал Ротко фундаментальные знания по части формы и цвета.

Пауль Клее. Огонь в вечернее время
Фото: artchive.ru
Жорж Руо. Закат
Фото: artchive.ru
Мильтон Эвери. Игроки в шашки
Фото: wikiart.org

К 1940-м Ротко выработал собственную версию сюрреализма, в которой античный миф смешался с идеями Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда.

Фото: artchive.ru

Но на этом самопоиски Ротко как художника не закончились. Окончательно обрести себя ему помогла картина Анри Матисса «Красная студия», после знакомства с которой он начал эксперименты с цветом.

Анри Матисс. Красная студия
Фото: ru.artsviewer.com
Любимыми художниками Ротко были Анри Матисс, Рембрандт и Уильям Тёрнер.

Вскоре Ротко пришёл к живописи цветового поля, широкими мазками вписав своё имя в историю американского абстрактного экспрессионизма.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
В основе живописи цветового поля лежит применение массивных плоскостей однородных цветов, которые перекликаются по тональности.

Но что стоит за цветом?

Картины Ротко без труда узнаются благодаря рваным прямоугольным разноцветным линиям. Вопрос: как читать эти беспредметные композиции и в чём их смысл?

Фото: artchive.ru

Художник говорил, что отказывается от фигуративности, чтобы усилить выражение заключённой в названии темы. Это применимо к некоторым полотнам мастера — например, «Архаическому кумиру», «Сцене крещения» или «Первобытному пейзажу». Зрителю как бы дают подсказку, а дальше ему предлагается подключить воображение и ассоциативное мышление.

Марк Ротко. Архаический кумир
Фото: artchive.ru
Марк Ротко. Сцена крещения
Фото: artchive.ru
Марк Ротко. Первобытный пейзаж
Фото: artchive.ru

Но есть одна проблема. Большинство картин Ротко названий вовсе не имеют. Как быть с ними? Тут на помощь приходит другое высказывание мастера.

Марк Ротко:

«Я не абстракционист, меня не интересуют отношения цвета и формы и всё в этом духе. Меня интересует исключительно выражение основных человеческих эмоций — горя, восторга, отчаяния. А если вы впечатлены только игрой цвета, вы упустили весь смысл».

Иными словами, цвет для Ротко был чистым выражением чувства. И от человека, смотрящего на его холст, требуется уловить и пропустить сквозь себя заложенную автором эмоцию. А уж какая именно история стоит за той или иной линией или мазком — не принципиально.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Оставьте комментарий
Рекомендации