Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Модерн в Москве: что создал известный архитектор Фёдор Шехтель

В Москве в конце XIX века—начале XX века работало несколько архитекторов, строивших и проектировавших здания в стиле модерн. Одним из самых успешных зодчих был Фёдор Осипович Шехтель. Его приглашали к работе над своими особняками самые влиятельные люди города. Погуляем по Москве Шехтеля и рассмотрим некоторые из его работ. Прогулку подготовила Виктория Фролкова, гид и организатор экскурсий по Москве.

937

Один из самых красивых стилей в архитектуре — модерн. Он зародился в конце XIX века в Европе и достаточно быстро дошёл до России. Одной из основных и важных идей нового стиля было разрушение традиционного различия между изобразительном искусством, прикладным искусством и скульптурой. То есть, говоря простым языком, модерн объединил внешнюю архитектуру и обстановку внутреннего пространства в единое целое.

Как отличить стиль модерн от любого другого стиля:

  • нет прямых углов и линий, предпочтение более гладким декоративным линиям (дань неоднородности растений в природе);
  • отказ от симметрии, что до этого было важным для архитектуры. Как правило, здания в стиле модерн асимметричны;
  • оформление в приглушённых тонах: цвет розы, жемчужно-серые, серо-голубые или нежно-фиолетовые тона;
  • конструкции стиля — чаще каркасные. Окна прямоугольные, часто разные по размеру и форме, с богатым растительным орнаментом. Иногда появлялись арочные «магазинные» окна — широкие, напоминающие витрины;
  • двери — прямоугольные, часто с мозаичными орнаментами или декором;
  • нередка облицовка главного фасада декоративной плиткой;
  • фасад богато украшен маскаронами, лепниной, растительными и морскими элементами.

Рассмотрим главные столичные произведения одного из самых успешных московских архитекторов — Фёдора Шехтеля.

МХТ имени Чехова

Камергерский переулок, 3, стр. 1

МХТ — это единственный театр в Москве, здание которого построено в стиле модерн. В 1902 году Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко мечтают выстроить своё здание театра, которое бы отвечало концепции МХТ. Они обращаются за помощью к меценату Савве Морозову, который арендовал здание Лианозовского театра (проект архитектора Чичагова) на 12 лет и нанял самого известного архитектора Москвы для того, чтобы... перестроить театр из театра. Шехтель любил данный театральный коллектив, поэтому был готов работать бесплатно.

Стройка шла несколько месяцев и поговаривали, что Шехтель проектировал театр «на коленке», ибо не было долгой подготовительной работы. Он спроектировал новый зрительный зал, сделал новую сценическую коробку и установил первый в России одноэтажный вращающийся сценический круг. Декорации могли уходить под сцену или резко подниматься наверх — такая конструкция была только в Германии и по своей задумке уступала тому, что придумал Шехтель.

Больше всего внимания он уделил внутреннему убранству театра. До Шехтеля театры были рассчитаны на прибыль и роскошь, поэтому залы проектировали соответственно — много позолоты, купидончиков, лепнины, красного бархата. В проекте театра в Камергерском переулке Шехтель отошёл от этой идеи и создал зал со скромным декором, использовал только приглушённые цвета и миксовал их с деревянными креслами и общей деревянной отделкой.

Как писал Станиславский об этом здании:

«Я люблю этот серьёзный, немного мрачный и задумчивый зал с его тёмной дубовой мебелью и такими же парапетами лож. Тусклое освещение идёт к нему, как сумерки к нашей северной природе. Они навевают думы и располагают к мечтаниям».

«Московский листок» писал: «Самый театр — здание — благородная красота зрительного зала, художественная стильность фойе и променуаров имели несомненный успех… Было досадно, что не принято вызывать строителей… Их дело имело успех!» А в газете «Московские ведомости» театр назвали «Храмом искусства».

С главным фасадом Шехтелю было сложнее, так как зодчий уже выходил за рамки бюджета и времени оставалось всё меньше. Поэтому внешний облик остался практически неизменным от прошлого Лианозовского театра. Шехтель создал новые рамы для окон, установил чугунные козырьки и железные светильники. Обратите внимание, что весь переулок украшен фонарями с таким же декоративным элементом.

Только правый вход (теперь здесь вход в музей МХТ) декорирован по всем правилам стиля модерн. Плитка из Абрамцевской мастерской в сине-голубых тонах задала тон работе скульптора Голубкиной, которая создала горельеф «Море житейское», установленный над дверью.

Скоропечатня Левенсона

Трёхпрудный переулок, 9, стр. 1

Скоропечатня Александра Левенсона была первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс зданий состоит из двух частей, отведённых под разные нужды: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции, а вглубь участка по переулку уходит большой производственный корпус. Его внешний фасад предельно прост и лишён какого-либо декоративного убранства, зато построен с применением передовых технологий начала XX века. Этот корпус имеет четыре этажа с огромными окнами. Каждый этаж — отдельный цех, где от начала до конца изготавливалась нужная продукция.

Главный административный корпус, фасад которого выходит в Трёхпрудный переулок, проектировал Фёдор Шехтель. Здание похоже на небольшой ассиметричный романо-готический замок — архитектор позаимствовал некоторые элементы декора из готики. В центре фасада высится увенчанная решёткой щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Крыша только недавно вновь обрела этот декоративный элемент. Эркер главного фасада немного сдвинут вправо, что нарушает симметрию, но создаёт красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы в сторону Мамоновского переулка. Крышу уравновешивают две башенки с шатровым верхом. Основание угловой башни декорировано лепным орнаментом чертополоха. Деревянные рамы декорированы квадратами — почти фирменными деталями Шехтеля.

Внутри — дубовые массивные двери, облицовка каминов плиткой — всё то, что мы могли увидеть и в предыдущем здании. Доминантой первого этажа является мраморная лестница. Своими линиями она напоминает волну. Такой же принцип Шехтель использовал в своём другом проекте — особняке Рябушинского.

Сам Левенсон вспоминал:

«Несмотря на свою лёгкость и сравнительно небольшие размеры, она кажется необыкновенно массивной и грандиозной и напоминает лестницы старых флорентинских палаццо. Освещающий её превосходный электрический фонарь, по своей художественной простоте и оригинальности, — прямо шедевр „нового“ искусства».

Личный особняк архитектора

Большая Садовая улица, 4

Третий особняк на нашем пути Шехтель проектировал не по заказу, а для самого себя. В этой работе архитектор был очень сдержанным.

Собственный дом зодчий построил в 1910 году на Большой Садовой улице. Это был последний дом, который он построил для себя (всего в своё пользование он выстроил три здания) и, пожалуй, это одно из самых совершенных творений архитектора в классическом стиле.

Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. В 1910 году пришло время других новых стилей (модерн постепенно уходил из Европы), и он строит дом в стиле неоклассицизма. Получился ансамбль из двух домов — по красной линии на Садовой располагается жилой дом владельца, а во дворе был двухэтажный жилой корпус. Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства сложились таким образом, что архитектор вместо неё сделал жилой дом с двумя четырёхкомнатными квартирами на первом и втором этажах. Вместе с семьёй архитектора жила сестра его жены.

Главный фасад дома состоит из двух частей: одноэтажный объём с проездной аркой слева и двухэтажная правая часть, асимметричная по композиции. Декор фасада — гимн московскому ампиру начала XIX века. По фасаду можно заметить, что он намного скромнее предыдущих построек архитектора. Правая часть здания украшена торжественным портиком из четырёх приставных полуколонн дорического ордера. Архитектор использует идею вечной и абсолютной значимости искусства, которая заявлена ​​не только в композиции, но и во фризе с античными фигурами, расположенном над аркой. В центре композиции, выполненной по личному рисунку Шехтеля, — Афина Паллада. Вся композиция напоминает нам о строгой величавости послепожарной Москвы.

Пик работы архитектора пришёлся на конец XIX века–начала XX века, когда он мог творить всё что угодно без особого осуждения или критики. Именно свободный стиль модерн для художника был максимально к этому приближен.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID33718

Комментарии к «Модерн в Москве: что создал известный архитектор Фёдор Шехтель»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!