Новости

Не смекалкой, так деатомайзером: рецензия на фильм «Люди в чёрном: Интернэшнл»

В 2016-м агенты британского отделения «Людей в чёрном» Ти (Лиам Нисон) и Эйч (Крис Хемсворт) предотвращают поглощение Земли инопланетным коллективным разумом Роем, прорывающимся сквозь портал на Эйфелевой башне. За 20 лет до этого в Нью-Йорке девочка Молли знакомится с пришельцем Тарантианом, видит агентов в чёрных костюмах и вовремя прячется от стирающей память вспышки нейролизатора. В наши дни повзрослевшая Молли (Тесса Томпсон), отличница физической и интеллектуальной подготовки, попадает сначала в ФБР, а потом и в ЛвЧ, самостоятельно вычислив их офис. Первое задание Молли — в Лондоне. Здесь она и знакомится с агентами Ти и Эйч, спасшими мир «смекалкой и деатомайзером 7 серии».

Пролог новых «Людей в чёрном» делает поспешные скачки во времени и пространстве, торопясь представить главных героев и переплести их линии на карте знакомой вселенной. Четвёртый фильм — спин-офф: легендарных напарников Кея и Джея в исполнении Томми Ли Джонса и Уилла Смита сменили на посту марвеловские «сослуживцы» Крис Хемсворт и Тесса Томпсон. Тор и Валькирия теперь — Эйч энд Эм (на тему продакт-плейсмента уже шутили). Так что фильм не только интернационален, но и гендерно уравновешен. Впрочем, место сенсея Томми Ли Джонса тоже не пустует: здесь Лиам Нисон. Отыгрывает он добротно, но без искры. Сыновне-отеческие чувства Ти и Эйча не идут дальше сценарных реплик, что логично, ведь в качестве напарников герои проводят на экране от силы пару минут — дальше действует альянс полов.

Сказать, что «асгардцы» Хемсворт и Томпсон делают на новом месте что-то революционно новое сложно. Первый транслирует фирменный (ещё со дня новой стрижки) развесёлый мачизм, разбрасывая по углам злодеев и покоряя сердца инопланетянок. Вторая радостно несёт знамя эмансипации, блистая образованием и физподготовкой. Уже знакомая по последним «Мстителям» ментальная рокировка, вменяющая женщине рациональное, а мужчине — эмоциональное, разыграна и здесь. Мужественность в классическом понимании становится мишенью иронии. С нормами ГТО у агента Эйч порядок, храбрости и обаяния хватает, но с ними в комплекте идут самоуверенность, безответственность и преступная невнимательность. Если это — иллюстрация к эхом звучащему «Эйч уже не тот», хотелось бы видеть «того» Эйча больше чем в паре сцен.

Пока остаётся вздыхать над метаморфозами амплуа Хемсворта и утирать слезу по герою Смита, чьей смекалки с лихвой хватило бы на то, чтобы не спутать отравленный дротик с лишним бокалом.

Агенты Кей и Джей в фильме всё же появляются — на картине в кабинете Ти, изображающей схватку с гигантским жуком-захватчиком из первой части трилогии. Их начальница О в исполнении Эммы Томпсон предстаёт уже во плоти. Достались камео и самым колоритным инопланетянам франшизы: сидящим на кофеине червям-аннелидам и мопсу-ремулианцу Фрэнку. Дорисовывают канонический мир узнаваемые детали: холл нью-йоркского штаба с читающим газету безучастным охранником, неизменная красная кнопка турборежима в средствах передвижения, бластеры в стиле hi-tech, среди которых легко узнать малогабаритный «Сверчок». Чёрные костюмы и нейролизатор — по умолчанию. Аутентичные приметы плотно пригнаны к фактуре, но готовы зажить собственной жизнью, подобно бороде пришельца Насра.

Массивный спин-офф Ф. Гэри Грея смотрится в созданном Барри Зонненфельдом ламповом мире так же, как жук-захватчик в коже фермера Эдгара: ему тесно, у него явные проблемы с координацией и в нём сходу угадывается нечто инопланетное. Как ни банально это утверждать при Хемсворте и Томпсон в титрах, но на картине лежит отчётливый отпечаток стиля Marvel. И дело тут не только в актёрах. Работали над фильмом и сценаристы «Железного человека» (Мэтт Холлоуэй и Артур Маркам), и художники последних, начиная с «Тора 2», картин студии (Чарльз Вуд и Томас Браун). Отсюда пришли постмодернистская ирония, чересчур абстрактные и всемогущие пришельцы-близнецы из чистой энергии, слишком близкие контакты третьей степени и всё чужеродное. Как и у захватчика Роя, сверхзадача Marvel — поглощение миров, тотальная унификация. «Люди Икс» уже часть корабля. «Люди в чёрном», кажется, с монстром тоже не сладят и не ровён час окажутся завтра филиалом агентов «Щ.И.Т.». Глобализация в действии.

Приставка International обеспечивает картине ещё и логистический размах. По схеме позднего Вуди Аллена, взамен достопримечательностей Нью-Йорка «Люди в чёрном» получают от Грея «географическое вдохновение». Изящества в этом меньше, чем попыток замаскировать скупость и предсказуемость сюжета о «кроте» в организации, но оно всё же присутствует.

Спин-офф забрасывает героев в разные уголки мира, превращая каждую из локаций в площадку для нового аттракциона: сражение с монстром на Эйфелевой башне, гонки на футуристическом мотоцикле по пыльным улицам Маракеша, испытание мощи суперсжатой звезды в пустыне, встреча с деспотичной экс-возлюбленной на скалистом острове.

Склеенный клипмейкером-режиссёром из эффектных и смешных фрагментов фильм демонстрирует лучшие из них уже в трейлере, потому удивляет меньше, чем мог бы. Отсылка к молоту Тора, шутка с праворульным Лексусом, автомобиль-арсенал с тайником в боковом зеркале, пробоина в пустыне размером с Гранд-Каньон — всё это прекрасно, но отшлифовано промоушеном до состояния прозрачности. Из действительно ярких незасвеченных эпизодов припоминается разве что разговор в пустыне о любви, Вселенной и наборе химических реакций.

Этих таинственных химических реакций картине и не хватает. Ингредиенты успеха (звёздные актёры, популярная вселенная, живописные виды, социальная повестка) работают сами по себе, но не взаимодействуют. Фильм легко распадается на составляющие без помощи деатомайзера.

Виктор Лукьянов

Оставьте комментарий
Рекомендации