Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Образ Петербурга в искусстве художников объединения «Мир искусства»

Творчество «Мирискусников» впервые представило культуру Северной столицы как уникальное явление. Полюбуемся городом на Неве через работы художников творческого объединения.

3450
«Никольский рынок в Петербурге», Евгений Лансере
Фото: pinterest.com
«Петергоф», Александр Бенуа
Фото: echoofyears.wordpress.com
«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», Евгений Лансере
Фото: sovetika.ru

На рубеже XIX—XX веков, когда трагический реализм передвижников уже практически изжил себя как явление, а тенденции новаторского авангарда ещё не сформировали единой идеологии, в Петербурге возникло литературно-художественное объединение «Мир искусства». В него вошли художники, тяготеющие к красоте в её классическом понимании. Их художественные амбиции концентрировались вокруг утонченной эстетики символизма и модерна, начисто лишённых какого бы то ни было социального контекста.

«Мирискусники» стремились уйти от пронизанной тревожным ожиданием больших изменений реальности в мир грёз. Их привлекала абсолютная беззаботность и рафинированная красота прошлого. По этой причине художники этого объединения часто обращались к большому стилю рококо, зародившемуся во Франции в начале XVIII, и... Петербургу! «Мирискусники» впервые заговорили о петербургской культуре как об уникальном явлении в русской истории. Образ Петербурга занял особое место в творчестве каждого из художников объединения.

Для Александра Николаевича Бенуа (1870—1960) — художника и первого историка русского искусства — Петербург был не просто столицей Российской империи, а городом, олицетворяющим лучшее из того, что создал XVIII век в русском искусстве. Размышления художника в книге «Мои воспоминания» венчает фраза «Petersburg uber Alles» («Петербург превыше всего»), и именно этот императив можно считать своеобразным лозунгом жизни и творчества Бенуа.

«Портрет А. Бенуа». Бакст, 1898 год

Во второй половине XIX века за Петербургом закрепилась слава унылого города, в котором господствует стиль казарм и правительственных учреждений. Бенуа стремился заново открыть красоту гармоничных архитектурных ансамблей и уникальных архитектурных памятников Северной столицы.

Александр Бенуа, «Зимний дворец»
Александр Бенуа, «Зимний дворец»
Фото: svistanet.com
Александр Бенуа, «Дворцовая площадь»
Александр Бенуа, «Дворцовая площадь»
Фото: liveinternet.ru
Александр Бенуа, «Церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге»
Александр Бенуа, «Церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге»
Фото: wikiart.org
Александр Бенуа, «Карнавал на Фонтанке, 1900-е годы»
Александр Бенуа, «Карнавал на Фонтанке, 1900-е годы»
Фото: pinimg.com

Бенуа открыл художественное значение не только парадного Петербурга, но и его пригородов. В 1900—1902 годах он создал серии видов Петергофа и Ораниенбаума. В изображениях чувствуется восхищение Бенуа архитектурно-парковыми традициями в русском искусстве XVIII века. Художника привлекали внешний облик и интерьеры дворцов и павильонов, а также фонтаны, скульптуры и ландшафты парков (в числе которых был и Павловский парк). Он стремился отобразить красоту их безукоризненного художественного единства.

«Петергоф. Фрейлинские дома», 1900 год
«Петергоф. Фрейлинские дома», 1900 год
Фото: liveinternet.ru
«Петергоф. Большой каскад», 1901 год
«Петергоф. Большой каскад», 1901 год
Фото: liveinternet.ru
«Петергоф. Большой дворец, интерьер»
«Петергоф. Большой дворец, интерьер»
Фото: svistanet.com
«Ораниенбаум. Японский сад»
«Ораниенбаум. Японский сад»
Фото: svistanet.com
«Ораниенбаум», 1901 год
«Ораниенбаум», 1901 год
Фото: liveinternet.ru
«Ораниенбаум. Кабинет „Обезьян“ в павильоне Катальная гора», 1900 год
«Ораниенбаум. Кабинет „Обезьян“ в павильоне Катальная гора», 1900 год
Фото: liveinternet.ru

Совершенно иначе воспринимается серия иллюстраций Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник». Здесь возник совершенно иной образ Петербурга — художник написал город так, как его видел великий русский поэт. В этих работах нет и намёка на любование красотами Северной столицы — город мрачен и жесток. В его изображении преобладают серые тона и резкие ракурсы

Вариант фронтисписа к поэме Пушкина «Медный всадник», 1905 год
Фото: arthive.net
Вариант фронтисписа к поэме Пушкина «Медный всадник», 1905 год

Фронтиспис — самая масштабная иллюстрация цикла, которая изображает лейтмотив произведения Пушкина — преследование героя Медным всадником. Это и предисловие, и основа сюжета, и кульминация. В рисунке Бенуа мастерски передаёт ощущение панического страха ничтожно маленького героя и ужасающее величие огромного всадника.

Племянник Александра Бенуа прекрасный акварелист Евгений Евгеньевич Лансере (1875—1946) подхватывает темы, разработанные его дядей. Он также обращается к образам Петербурга времён правления Петра Великого и Елизаветы Петровны. Он раскрывает атмосферу прошлого через изображения архитектурных памятников и парковых ансамблей, костюмов и причёсок людей, сцен быта и торжественных шествий. Композиция его работ фрагментарна, изображаемые архитектурные памятники крупны и монументальны. С помощью этих приёмов художник стремился подчеркнуть величие старого Петербурга.

«Никольский рынок в Петербурге»
«Никольский рынок в Петербурге»
Фото: wikimedia.org
«Колоннада Казанского собора»
«Колоннада Казанского собора»
Фото: wikimedia.org

Одним из наиболее значительных произведений художника стала работа «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905). Художник изображает торжественное шествие императрицы словно театральное действо. В тучном облике Елизаветы Петровны, представленной в профиль, прослеживается скорее некоторая комичность, нежели подлинное величие. За государыней следуют приниженно-робкие дамы и кавалеры. Этим несколько нелепым персонажам Лансере противопоставляет благородную строгость статуй и великолепие архитектуры царскосельского дворца.

Фото: artmuseumnn.ru

С прекрасными, величественными, точными и характерными образами Северной столицы неизменно ассоциируется имя ещё одного художника объединения «Мир искусства». Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1875—1946) посвятила всё своё творчество изображениям видов Петербурга и его окрестностей. Она писала городские виды, начиная с 1900-х годов вплоть до 1940-х годов, когда, будучи тяжело больной, она заканчивала последнюю ксилографию «Вид на крепость ночью». Художница положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии.

«Петербург, Мойка», 1912 год
«Петербург, Мойка», 1912 год
Фото: regnum.ru
«Крюков канал», 1910 год
«Крюков канал», 1910 год
Фото: pinimg.com
«Осень в Петрограде», 1916 год
«Осень в Петрограде», 1916 год
Фото: pinimg.com

Именно Остроумовой-Лебедевой, наряду с поэтами Серебряного века, принадлежит заслуга создания современного и в то же время классического в своей выразительности художественного облика города на Неве. Для художницы первостепенное значение имела идея единого ансамбля как объединяющей силы природы и человеческого гения. В этой гармонии Остроумова-Лебедева видела уникальность Петербурга. Всего по самым скромным подсчётам художница создала 85 произведений, посвящённых великому городу.

Как целостный сложный организм видел Петербург и Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957). Однако в отличии от Бенуа и Лансере в его работах не было места для реплик из «петровского» или «екатерининского» времени. Образ Петербурга в его творчестве лишён парадности и романтического лоска. Его город на Неве скорее вызывает страх — Петербург противопоставляется «маленькому человеку», который может быть с лёгкостью поглощён жестокой, холодной урбанистической средой.

«Домик в Петербурге», 1905 год
«Домик в Петербурге», 1905 год
Фото: dobuzhinsky.com
Акварель из серии «Петербург», 1890—1900 годы
Акварель из серии «Петербург», 1890—1900 годы
Фото: foto.my.mail.ru
«Город», 1904 год
«Город», 1904 год
Фото: yandex.net
«Петербург. Измайловский полк, конка», 1909 год
«Петербург. Измайловский полк, конка», 1909 год
Фото: megabook.ru

Культурный и географический ландшафт Петербурга не мог не привлечь художников объединения «Мир Искусства». Их художественная программа сформировалась благодаря особенному отношению к петербургской культуре. Для каждого из художников город мыслился чем-то большим, а не просто точкой на карте Российской империи. В их творчестве впервые утверждалась идея о ведущей роли Петербурга в развитии художественной жизни России, причислении её к европейской истории.

Мирискусники любовались ансамблевой целостностью Петербурга и воспевали его быт в «петровскую» и «елизаветинскую» эпохи, восхищались лиричностью современного города и ужасались его равнодушию. Город на Неве в работах одних художников объединения поражает гармонией природного и рукотворного, в произведениях других — подавляет архитектурной величавостью своих жителей. Так, художники «Мира искусства» смогли раскрыть все грани образа Северной столицы, недооценённой творцами прошлого.

Автор текста — Ирина Бережнюк

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID32705

Комментарии к «Образ Петербурга в искусстве художников объединения «Мир искусства»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 4 из 5 (49)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!