Новости

Пешком, не теряя веру: рецензия на фильм «Вторая жизнь Гарольда Фрая»

Гарольд Фрай (Джим Бродбент) вместе со своей женой Морин (Пенелопа Уилтон) тихо и размеренно живёт на юге Англии. Однажды ему приходит письмо от давней подруги Куини (Линда Бэссет). Героиня больна раком и доживает свои последние дни в хосписе на другом конце страны. Гарольд в растерянности пишет короткое письмо-сожаление, но в итоге так и не решается его отправить. Вместо этого он звонит сиделке и просит передать Куини, чтобы она не умирала, пока он не дойдёт до неё. С этого момента начинается удивительный пеший путь Фрая без кошелька, телефона и даже без удобной обуви. Ведь пока он идёт, у Куини есть смысл держаться за жизнь.

Роман Рэйчел Джойс стал мировым бестселлером, а фильм по книге — национальным достоянием и хитом на родине. Очень многое, конечно, решает актёр, исполняющий неоднозначного Гарольда Фрая. Джим Бродбент полюбился не только англичанам, но и мировой публике. Обладатель премии «Оскар» за свою карьеру уже был и папой Бриджит Джонс, и мистером Грубером из «Приключений Паддингтона», и Горацием Слизнортом из «Гарри Поттера».

Сам по себе мотив главного героя вызывает сомнения. Большую часть фильма и зритель, и все персонажи вокруг, включая Морин, убеждены, что дело тут в прошлом романе и любовных чувствах. Ведь такие раны имеют свойство не заживать долгие десятилетия. Действительно, трудно понять, что движет Фраем, когда он решается на такой отчаянный шаг ради бывшей подруги. Тем неожиданнее и любопытнее плот-твист, когда всё становится на свои места. Прошлое и настоящее воссоединяются, а история оказывается не такой уж и однозначной.

Фото: kinopoisk.ru

«Вторая жизнь Гарольда Фрая» — вполне увлекательное роуд-муви: пейзажи разноплановой Англии, непогода, совершенно разные люди, которые встречаются на пути. А ещё самые настоящие спартанские условия, которые явно не по возрасту этому пенсионеру. Всё это несомненно рождает удивительную формулу дороги, которая в любом кино является метафорой трансформации и внутренних изменений. Но режиссура Макдональд даёт здесь осечку. Она всё больше погружается в наблюдение за путешествием и невзгодами на пути. И тем самым всё больше отдаляется от содержательной части. Кажется, «сцен для воздуха» здесь явно больше, чем необходимых по фабуле и для драматургии.

Фото: kinopoisk.ru

Тогда режиссёр пытается спасти ситуацию многочисленными флешбэками. Именно в них рассказывается история Фрая. Флешбэки стилистически отличаются от основного повествования. Все они сняты с ослепительной вспышкой, которая подсвечивает центр кадра. Это даёт интересный эффект воспоминаний, которые отрывками всплывают в памяти Гарольда. Однако драматургически флешбэки немного затормаживают и без того размеренное развитие событий.

Режиссура Макдональд не отличаются какими бы то ни было уникальными приёмами. Всё как по учебнику: крупные планы на эмоциях героя, линейное повествование, частая смена планов и пейзажей, акцентные детали, чтобы зритель всё понял наверняка и без сомнений.

На руку играют костюмы героев, сеттинг и цветовые решения. К примеру, квартира Фраев показана в холодных мрачных тонах. Но ближе к финалу, когда Морин от отрицания произошедшего приходит к тотальной поддержке супруга, в квартире постепенно появляются тёплые тона и источники света.

Фото: kinopoisk.ru

Текст — София Маргацкая

«Вторая жизнь Гарольда Фрая» повествует о том, что не чуждо каждому. Вера в лучшее, надежда на спасение и искупление ошибок прошлого. А игра обворожительного Джима Бродбента вряд ли оставит кого-то равнодушным. А сам фильм доказывает, что терапевтическая ходьба, пусть и на другой конец страны, ещё никому не вредила.

Оставьте комментарий
Рекомендации