Новости

Поэма о гибели: рецензия на последний фильм с Гаспаром Ульелем «Больше чем никогда»

Элен (Вики Крипс) и Матье (Гаспар Ульель) уже долгое время в браке, а их любовь кажется безупречной. Однажды Элен диагностируют редкое заболевание лёгких, спасением от которого может стать трансплантация с невысокой вероятностью успеха. В противном случае её ждёт смерть. Элен не в силах выносить скорбные взгляды друзей и удушающую нежность мужа, желающего проводить с ней всё свободное время. В интернете Элен знакомится с пожилым норвежцем Бентом (Бьёрн Флоберг), победившим рак. И чтобы принять самое верное для себя решение и найти поддержку и понимание, Элен отправляется жить к нему, дышать северным воздухом и всем телом поглощать красоту норвежских фьордов. Правда, в этом путешествии ей в итоге придётся остаться одной и отпустить свою любовь к мужу, чтобы обрести смирение и покой.

Обычно к смертельно больным людям относятся с излишним сочувствием. При них не говорят о планах на будущее и не объявляют радостных новостей. От них прячут глаза и фальшиво спрашивают о том, как они себя чувствуют. Странно, что человек жив, а его хоронят и оплакивают заранее. Именно с таким контекстом столкнулась Элен, которая уже в первых сценах фильма бросает вызов социуму, исключающему её из жизни слишком преждевременно.

«Больше чем никогда» — фильм, рисковавший скатиться в слезливую драму, пафос и сплошное эмоциональное давление на зрителя. Но этого не случилось. Хотя действительно болезненный эпизод всё же есть — это сцена прощания возле отплывающего парома. Умирающая отпускает горячо любимого человека навсегда, чтобы свободно уйти и дать свободу Матье.

Тем не менее мастерство Эмили Атеф, работавшей над несколькими эпизодами сериала «Убивая Еву», помогло снять ненужное напряжение и грамотно выстроить фильм, сместив фокус на нежность и смирение. При всей скупости сценария и даже его банальности лента задевает совершенно другим — чувствами между героями, индивидуальностью пути сильной личности, удачным актёрским дуэтом.

Картина держится на тандеме Вики Крипс и Гаспара Ульеля. Она — сдержанная, холодная и независимая, как и природа Скандинавии, врывавшаяся на экран на втором часу широким глотком чистого воздуха. Неспроста Элен тянет в Норвегию. Он — нежный страдающий романтик, вечно скучающий по жене, когда она на работе или в путешествии. Матье скучает по возлюбленной заранее, ещё не расставшись окончательно. Именно поэтому северные просторы его отторгают, и герой стремительно уезжает к крохотным французским комнатам. Так, Матье готов задушить Элен своей заботой, словно теснота их квартиры. Атеф создала не только героев и их индивидуальность, но и говорящие пространства для них.

Но самое главное, что Эмили Атеф сняла ореол пафоса и трагедийности со смерти. Внутри кинофильма и отныне смерть больше не событие, а простой естественный процесс.

Может быть, именно осознание этого естественного течения позволяет режиссёру через свою героиню заговорить и о телесности. Элен, смирившаяся с собственной смертью, не готова делать трансплантацию и принимать чужие лёгкие на подсознательном уровне. Ведь это — её тело и её право выбирать свой способ жить и даже умирать.

Фото: focusarnhem.nl

Ясно, что режиссёры последнее время всё чаще приучают культурное сознание к переосмыслению смерти и утраты. Они учат нас смирению, причём совершенно не важно, с какой стороны мы находимся. Хотя, безусловно, под дых бьёт и судьбоносность фильма для Гаспара Ульеля, который вместе со своим героем невольно готовился к смерти. Боль от вестей, когда погибают молодые прекрасные люди, никуда не уходит. Но по-особенному прожитая жизнь — это всегда больше, чем никогда не случившаяся.

Текст — София Маргацкая.

Оставьте комментарий
Рекомендации