Женю (Варвара Володина) теперь все зовут Жестью. После загадочного падения, обстоятельства которого будут в итоге прояснены, Женя получила сотрясение мозга и травму ноги. Отсюда и перемены характера — неожиданная вспыльчивость и желание отстаивать собственные права на чувства и эмоции. А тут ещё и приятель Приходько (Олег Чугунов) докучает своим существованием. Пока взрослые думают, что же делать, на помощь приходит руководитель кружка робототехники Святослав Карин (Сергей Гилев). Именно ему предстоит заново подружить Женю с целым миром.
Иван Капитонов уже выступал как продюсер на хоррор-проектах Святослава Подгаевского («Пищеблок», «Пансион», «Яга. Кошмар тёмного леса»). Подростковое драмеди — неожиданный поворот в карьере тандема, но вполне удачный за счёт слаженности дуэта. Не помешала даже перемена мест слагаемых, где Подгаевский стал продюсером, а Капитонов — режиссёром.
Трудно сказать, что в итоге создало такой очаровательный эффект, который производит «Голова-жестянка». С одной стороны, это слаженная работа опытной команды, с другой — в основе сюжета лежит крепкая и увлекательная повесть Серафимы Орловой. Писательница, кстати, выступила сценаристом проекта, максимально достоверно адоптировав собственный текст под кино.
Также стоит отметить шикарный актёрский состав. Варвара Володина удивительна и органична в кадре — роль девчонки-бунтарки с бушующим морем проблем внутри точно ей к лицу. Компанию героине составляют обаятельный Олег Чугунов и не менее великолепный Сергей Гилев. Трио получилось свежим и по-хорошему взрывным.
Действие, вопреки книге, перенесено из мрачного Омска в яркий и ослепительный Сочи — отсюда и море, и солнечные лучи на стенах и лицах, и морской бриз, который и впрямь можно почувствовать во время сцен на заброшенном корабле, и тёплая приятная цветовая гамма. Поэтому это кино так легко и позитивно воспринимается.
С режиссёрской точки зрения этот крайне условный мир Жени поддерживают художественные отсылки к стилю Уэса Андерсона. Кадр за кадром выстраиваются вымышленные пространства, полные красок, симметрии, странных костюмов, вещей и людей. На драматургическом уровне возникает ассоциация с «Леди Бёрд» Греты Гервиг. Капитонов и Подгаевский хорошо подстраховались в плане культурного кода.
Женя по своей сути — обычный подросток с типичными проблемами. Но это для взрослых. На самом деле тяга к гиперболизму в подростковом возрасте не учитывается. С высоты малых лет первая дружба, первая любовь, первая ссора, первое расставание могут казаться каким-то нерешаемым уравнением. Это важно было проговорить и для подростков, и для их родителей. Ведь жестить Женя начинает скорее от недопонимания и от того, что её вовремя не услышали в нужный момент. Это оказывается отправной точкой.
Пока одни взрослые решают избавляться от проблем через запреты общения и переводы на домашнее обучение, другие взрослые прикладывают мороженую рыбу к разбитому носу и учат собирать роботов. Последнее напоминает и про то, что нужно не забывать собирать себя и находить силы, чтобы просто поговорить о проблемах.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Приключения Электроника по-девчачьи: рецензия на фильм «Голова-жестянка»